Изготовление лежачих фальцев звеньев воздуховодов круглого сечения

Лежачие фальцы звеньев воздуховодов круглого сечения изготовляют на специальных станках. Фальцепрокатный станок ФП-2 (рис. 244) имеет станину 1, стол 2, редуктор 3, рабочий механизм 4 с комплектом профилирующих роликов 7. Сварная станина изготовлена из угловой стали размером 60x60 мм. К корпусу станины крепится подмоторная плита 9 четырьмя болтами 10. Стол крепится к станине при помощи четырех кронштейнов 6. Крылья стола укреплены держателями 5. К столу прикреплены две направляющие планки 12 для подачи листа и два прижима 11 при выходе листа, предохраняющие лист от изгиба и перекоса во время его обработки.


Рис. 244. Фальцепрокатный станок ФП-2

Электродвигатель 8 установлен на подмоторной плите, укрепленной внутри станины. Благодаря пазам, имеющимся в плите, устанавливается необходимое натяжение клиновых ремней при помощи регулировочных болтов. На валу электродвигателя смонтирован ведущий шкив клиноременной передачи, размещенной внутри станины. Редуктор станка находится в чугунном корпусе, который крепится к станине вместе с нижним корпусом рабочего механизма.

Рабочий механизм станка (рис. 245, а) представляет собой чугунную коробку, состоящую из верхнего 2 и нижнего 5 корпусов. Нижний корпус рабочего механизма вместе с корпусом редуктора крепится к станине. В нижнем корпусе имеются два ряда отверстий. Нижний ряд имеет пять отверстий 8, в которых находятся валики с зубчатыми колесами, передающими от электродвигателя вращение зубчатым колесам 11 (рис. 245,6), сидящим на нижних рабочих валках 12 верхнего ряда отверстий 7 (см. рис. 245,а).


Рис. 245. Рабочий механизм станка ФП-2 (а) (см. рис. 245,6)


Рис. 245,6. Зубчатая передача станка ФП-2

В верхнем корпусе рабочего механизма в одном ряду располагаются шесть отверстий 1 (см. рис. 245,а), в которые помещены верхние рабочие валики 14 (см. рис. 245,6) с сидящими на них зубчатыми колесами 13.

Верхние и нижние рабочие валики покоятся в конических роликоподшипниках 26 (см. рис. 245,6). Наружная обойма роликоподшипника фиксируется буртиком крышки 18 при помощи набора прокладок 20 и 21 из прессшпана толщиной 0,35 и 0,5 мм. Крышки закрепляются болтами 19. Внутренняя обойма подшипника упирается во втулку 24, торец которой должен находиться в одной плоскости с буртиком рабочего валика, при этом должен быть соблюден размер 120±0,1 мм.

Роликоподшипники смазываются консистентной смазкой при помощи масленки. В крышке 18 имеется войлочный сальник 25, удерживающий масло в роликоподшипнике. С другой стороны уплотнение обеспечивается специальной крышкой 27, помещенной на валике.

На свободных концах рабочих валиков укрепляют два ряда профилирующих роликов 9 и 10 (см. рис. 245, а) по шесть пар с каждой стороны. Каждый ролик надевается на шпонку 22 (см. рис. 245,6), укрепленную на валике винтом 23, и закрепляется гайкой 16, под которую подкладывается шайба 17. Гайка стопорится пружинной шайбой 15. Фальцы на картине образуются в результате перемещения кромки картины между роликами при непрерывном движении ее от первой до последней пары роликов.

Для амортизации усилий на оси роликов верхняя и нижняя части коробки стянуты двумя винтами 3 (см. рис. 245, а) через тарельчатые пружины 6. Величина зазора между верхними и нижними роликами регулируются болтами 4, что дает возможность обрабатывать картины, состоящие из листов толщиной 0,5—1,5 мм.

Электрооборудование станка включает электродвигатель (см. рис. 244) мощностью 4,5 кет, магнитный пускатель П-224 с тепловой защитой, трехкнопочную станцию управления и провода, заключенные в металлический рукав. Кнопочная станция и магнитный пускатель размещены на левой крышке станины.

Для изготовления фальца на фальцепрокатном станке на концы валиков 12 и 14 (см. рис. 245,6) устанавливают комплект роликов (рис. 246, а), отжимая верхний корпус 2 (см. рис. 245, а) при помощи четырех болтов 4. Затем на верхние валики рабочего механизма в направлении движения обрабатываемой картины устанавливают ролики ФП2-1100-1, ФП2-1100-3, ФП2-1100-5, ФП2-1100-7, ФП2-1100-9 и ФП2-1100-11, а на нижние валики — ФП2-1100-2, ФП2-1100-4, ФП2-1100-6, ФП2-1100-8, ФП2-1100-10 и ФП2-1100-12 (рис. 246,6).


Рис. 246. Изготовление лежачего фальца: а — схема установки роликов, б — схема переходов при изготовлении

Ролики с валиками соединяются шпонками 22 (см. рис. 245,6). На свободный конец каждого валика надевают шайбу 17, прижимную стопорную шайбу 15 и затягивают гайку 16. После этого опускают верхний ряд роликов до соприкосновения с нижними, равномерно отпуская четыре болта 4 (см. рис. 245,а). Вывертыванием этих болтов опускают полностью верхний корпус 2. Направляющую планку 12 и прижимы 11 (см. рис. 244) устанавливают по риске и затягивают гайками, обеспечивая параллельность указанных планок и прижимов, по отношению к торцам роликов. Стол рабочего механизма поднимают и устанавливают на угол 15—20° и закрепляют в этом положении.

Лежачий фальц изготовляют по схеме, показанной на рис. 247, а.


Рис. 247. Изготовление лежачего фальца на фальцепрокатном станке ФП-2: а — схема отгиба фальцев, б — рабочий момент

Для изготовления лежачего фальца одновременно с двух сторон согнутой картины (рис. 247,6) с обеих сторон рабочего механизма устанавливают по комплекту роликов, при этом с четными номерами — на верхние валики, а с нечетными — на нижние. Благодаря такой установке роликов фальцы на картине отгибаются в разные стороны (см. рис. 247,а). Картина перемещается между роликами со скоростью 0,16 м/сек, рабочие ролики делают 28,8 об/мин. Приступая к работе, приводят в порядок рабочее место, масленки наполняют смазкой, Щупом проверяют, есть ли масло в редукторе, а также проверяют заземление станка и натяжение клиновых ремней. Рабочие поверхности роликов смазывают тонким слоем машинного масла.

Станок включают нажатием пусковой кнопки. После изготовления первого фальца уточняют угол установки стола рабочего механизма, исходя из того, чтобы кромки фальца не были слишком прижаты. В процессе работы следят, чтобы в станке не возникали толчки и вибрация. По мере загрязнения масла выполняют полную чистку станка, промывая рабочий механизм и редуктор керосином. По окончании работы станок выключают нажатием кнопки «Стоп», очищают и протирают станок, слегка смазывают маслом ролики во избежание их коррозии.