Изготовление котлов со швами
Котлы со швами изготовляют цилиндрической и полусферической формы. Котлы как цилиндрической, так и полусферической формы состоят из корпуса и днища. Корпус и днище соединяют при помощи шва в зубец или внахлестку. При изготовлении котлов из меди толщиной 3 мм применяют шов в зубец, а толщиной более 3 мм — внахлестку. Соединение корпуса и днища при помощи швов в зубец и внахлестку пропаивают твердым припоем.
Котлы цилиндрической формы из меди толщиной 2,5 мм изготовляют следующим образом. На ножницах с наклонными ножами вырезают заготовку соответствующих размеров с припуском на швы. На одной длинной стороне заготовки размечают зубцы шва согласно размерам, указанным в табл. 33, которые затем вырезают ручными ножницами (рис. 233, о), и потом оттягивают вторую, т. е. обрабатывают вторую длинную сторону заготовки (рис. 233,6).
Для придания заготовке цилиндрической формы выкатывают ее на ручной или приводной вальцовках. После этого приступают к соединению шва корпуса. Для этого ранее подготовленные зубцы на одной из сторон заготовки корпуса отгибают в разные стороны и подгоняют вторую сторону заготовки корпуса так, чтобы она вошла в прорезь между отогнутыми зубцами по всей длине (рис. 233,в). После этого половины корпуса с каждого конца сначала скрепляют ручными тисочками, а затем соединяют при помощи заклепок для прочности, чтобы при паянии шов не разошелся. Равномерными ударами деревянного молотка загибают зубцы по всему шву и оправляют его по всей длине. Затем корпус обрабатывают выколоткой и посадкой металла. На рис. 233, г стрелками показано направление нанесения ударов при выполнении выколотки и посадки металла.

Рис. 233. Изготовление котла со швами: а, б—обработка кромок для соединения в зубец, в —соединение шва в зубец, г — схема ударов при выколотке котла, д — соединение днища котла швом внахлестку на заклепках
Шов корпуса котла паяют твердым припоем. Заготовку для днища вырезают на роликовых ножницах с припуском на высоту борта.
Соединяют корпус и днище швом в зубец. Для этого оттягивают один из концов корпуса и борт днища обрабатывают под шов в зубец, т. е. размечают, вырезают и отгибают зубцы так же, как и при изготовлении корпуса котла.
Таблица 33. Основные данные паяных швов в зубец и внахлестку (мм)
Толщина листа, мм | Шов в зубец | Шов внахлестку | |||||
глубина зуба до оттяжки | размер перекрытия после оттяжки | шаг
зуба |
размер перекрытия до оттяжки | размер перекрытия после оттяжки | диаметр заклепки | шаг клепки | |
0,5—0.8 | 3—4 | 6 | 20 | ||||
0,8—1,0 | 8 | 11 | 30 | — | — | — | — |
1,0—2,0 | 10 | 15 | 40—45 | — | — | — | — |
2,0—3,0 | 12 | 18 | 50 | — | — | — | — |
3,0—4,0 | — | — | — | 20 | 30 | 3—4 | 100 |
5,0—6,0 | — | — | — | 30 | 40 | 5—6 | 125 |
7,0—8,0 | — | — | — | 35 | 45 | 7-8 | 150 |
Соединение корпуса и днища котла под пайку считается законченным тогда, когда оттянутая кромка корпуса полностью войдет в прорезь отогнутых в разные стороны зубцов днища и они будут соединены несколькими заклепками. Перед пайкой оправляют шов равномерными ударами деревянного молотка. После пайки швы котла для большей жесткости проглаживают на пневматическом выколоточном молоте.
При изготовлении котла из меди толщиной свыше 3 мм соединяют корпус и днище швом внахлестку на заклепках (рис. 233,д). Отбортовку кромок выполняют на ручных или приводных зигмашинах.
Форму котла проверяют шаблоном.