Назначение и сущность посадки металла

Посадка заключается в отгибании кромок (бортов) деталей внутрь (рис. 196,а,б). При посадке кромки в местах закругления волокна сокращаются, а сама кромка утолщается и, кроме того, на ней появляются складки излишнего металла. Чтобы на кромке не образовались складки излишнего металла, в местах изгиба сначала делают гофры, а затем их осаживают, т. е. делают посадку. При этом образование кромки на детали происходит вследствие некоторого утолщения металла в месте посадки.


Рис. 196. Схема посадки металла при изготовлении деталей: а — заготовка, б — схема посадки

Величина утолщения зависит от свойств металла, его толщины, размера детали и радиуса закругления. Одни металлы легко поддаются обработке путем гофрирования и посадки, другие, наоборот, обрабатываются с трудом. Чем выше пластичность металла, тем легче он поддается посадке. Лучше всех обрабатываются путем гофрирования и посадки алюминий и медь. Дюралюминий также поддается посадке, однако при неосторожной работе дюралюминиевые детали могут дать трещины в местах изгиба кромок.

Детали, изготовляемые в несколько переходов, подвергают промежуточным отжигам для восстановления первоначальных свойств металла, понижения его твердости и хрупкости, вызываемых упрочнением в результате посадки.

Явления, происходящие при посадке, можно понять, рассмотрев процесс изготовления круглого днища. На поверхности вырезанной и выпрямленной круглой заготовки днища (см. рис. 196,6) проводят две окружности: диаметром d, равным диаметру дна, и диаметром D, равным диаметру заготовки, а затем делят их на 16 равных частей. Рассматривая любую часть, например 1, можно отметить, что дуга аа' на внутренней окружности меньше дуги сс' на внешней окружности.

При изготовлении днища посадкой дуга сс' в каждой части должна будет сократиться на величину разности длин дуг. Так как количество частиц металла не меняется, то укорачивание дуги сс' в каждой части должно произойти за счет утолщения кромки (борта) днища вследствие перемещения частиц металла. Следовательно, на кромке (борте) заготовки имеется лишний металл в виде так называемых характеристических треугольников (на рисунке они черные).

Чтобы металл этих треугольников не пошел на образование складок на кромке заготовки, их сначала гофрируют, т. е. поднимают в ту или другую сторону, а затем разглаживают, вследствие чего происходит перемещение частиц металла на кромке заготовки. Металл перемещают от вершины треугольников к их основанию или от внутренней окружности (дна) к наружной окружности (кроме бортов днища). Для того чтобы перемещение частиц металла не нарушало взаимного сцепления, металл должен быть вязким.

Посадку металла выполняют ручным и машинным способом на посадочных станках.