Правка листового металла на пневматическом молоте

Листовой металл и детали с выпуклой поверхностью правят на пневматических молотах. Пневматический молот (рис. 23) приводится в действие от электродвигателя 5. На кривошипе шкива 4 молота насажен шатун 3, соединенный с поршнем 2. Во время работы поршень и боек 6 перемещаются в цилиндре 7. При перемещении поршня вверх в цилиндре между бойком и поршнем создается разрежение воздуха, благодаря чему боек поднимается, и в то же время через впускной клапан 1 начинает всасываться воздух. Как только поршень 2 начнет опускаться, находящийся в цилиндре воздух начнет давить на боек 6, вынуждая его переместиться вниз. Боек 6, в свою очередь, будет выталкивать находящийся под ним воздух через клапан 8.

Если закрыть клапан, то находящийся под бойком 6 воздух начнет сжиматься, благодаря чему задерживается перемещение бойка в цилиндре на определенной высоте; таким образом, перекрывая клапан, можно регулировать силу удара.

схема пневматического молота
Рис. 23. Схема пневматического молота


Рис. 24. Регулирование пневматического молота перед правкой


Рис. 25. Правка на пневматическом молоте

Рабочие поверхности ударной части бойка 9 и наковальни 10 должны быть ровными и отполированными. Боек и наковальня, закрепленная на стойке 11, должны быть установлены строго параллельно друг другу, чтобы не засечь лист или деталь при их правке. При повороте рукоятки регулирования (рис. 24) вниз удары бойка будут сильные, вверх — слабые.

При правке заготовку или деталь на наковальне держат обеими руками (рис. 25), подставляя то место, где требуется нанести удары, постепенно растягивая металл до устранения выпучины или вмятины. При правке руководствуются правилом: чем толще материал и чем больше выпучина или вмятина, тем сильнее должны наноситься удары по заготовке в стороне от этих мест, а по мере приближения к ним слабее.

При правке деталей выпуклой формы наковальню с плоской поверхностью заменяют наковальней с выпуклой поверхностью.

При работе на молоте поверхность заготовки смазывают маслом, чтобы после правки поверхность была гладкой, ровной и чистой, без забоин.