Разводка деталей на профилеразводном станке

На профилеразводном станке (рис. 194) выполняют разводку деталей, доводку и изготовление деталей прессованных и катаных профилей и узких полос методом деформирования между верхним 5 и нижним 4 бойками. Деформирование (удлинение) кромок деталей осуществляется путем последовательных ударов верхнего бойка по кромке детали, установленной на нижнем бойке. При этом металл деформируемых кромок перераспределяется по длине, что и ведет к удлинению кромки за счет ее утонения.


Рис. 194. Профилеразводный станок

Характеристика профилеразводного станка ПР-1
Максимальные размеры кромки обрабатываемой детали, мм:
ширина........... 40
толщина........... 4
Число рабочих ходов в минуту верхнего подвижного бойка........ 720
Максимальное усилие между бойками, Т      15

Перед началом работы на профилеразводном станке проверяют, надежно ли крепление бойков, а также протирают масляной тряпкой их рабочие поверхности. Пуск станка   в  действие осуществляется  нажатием     пусковой кнопки   магнитного пускателя. Останавливают  станок нажатием        кнопки «Стоп».

При разводке деталей очень важно правильно установить зазор между рабочими поверхностями бойков. Зазор между рабочими поверхностями бойков на толщину кромки детали устанавливают с помощью ручного привода 2 или ножной педали 1. Уменьшают зазор между бойками кратковременным (примерно полсекунды) нажатием на педаль; каждое нажатие педали дает уменьшение зазора приблизительно на 0,08 мм, при условии поворота рукоятки 3 храпового колеса на один зуб.

Для разводки рабочий берет в обе руки заготовку детали, кладет на нижний боек теми местами, которые необходимо подвергнуть разводке, и пропускает ее между бойками (рис. 195,a). Удары по кромке заготовки детали наносят на одинаковом расстоянии друг от друга (рис. 195,6) так, чтобы кромка равномерно растягивалась, но не изгибалась и не появлялась волнистость поверхности, что может привести к появлению трещин (рис. 195,в). Нельзя наносить удары по месту сгиба, иначе может появиться трещина. Нанесение частых ударов по одному и тому же месту кромки также способствует появлению трещин.


Рис. 195. Схема выполнения разводки на станке (а), нанесение ударов по кромке (б), трещины на детали, появившиеся вследствие волнистости (в)

Сила отдельных ударов должна соразмеряться таким образом, чтобы к концу разводки толщина кромки незначительно отличалась от первоначальной толщины и чтобы она не имела волнистой поверхности. За один проход деталь получает кривизну, зависящую от степени деформации кромки детали, определяемую зазором между бойками. Если кривизна за один проход получается недостаточной, то деталь пропускает между бойками повторно. При каждом проходе детали нажатием на педаль уменьшают зазор между бойками.

Для получения местной повышенной кривизны детали, легко нажимая на педаль, увеличивают деформацию кромки. Для увеличения зазора между бойками нажимают на рукоятку храповика и держат ее нажатой до установления требуемого зазора. При этом нога должна быть снята с педали. Держать ногу на педали длительное время нельзя, так как это будет непрерывно уменьшать зазор и приведет к уменьшению толщины кромки или к браку детали.

Кромки деталей после разводки на станке правят на наковальне или на скребке стальным или деревянным молотком. При правке на кромке должны сглаживаться все неровности и шероховатости, образующиеся во время разводки на станке.