Страницы: 1 2

Заливка подшипников баббитом

При лужении в ванне подшипники после покрытия флюсом предварительно нагревают в муфельной печи до температуры 120—130° С в течение 10—30 мин в зависимости от размеров подшипников.

После окончания сушки подшипники вторично покрывают флюсом, а затем лудят. При ручном способе лужения подшипники после покрытия флюсом предварительно нагревают до температуры лужения, т. е. 260— 300° С.

Для лужения подшипников применяют полуду, содержащую 70% олова и 30% свинца.

При лужении в ваннах подшипники опускают в расплавленную полуду, имеющую температуру 300—320° С, выдерживают в ней до тех пор, пока подшипники не нагреются до температуры полуды. Продолжительность пребывания в ванне подшипников в зависимости от их величины составляет от 2—3 до 7—8 мин. Полуда должна распределяться равномерно по всей облуживаемой поверхности подшипников. Поверхность подшипников после лужения должна быть светлой. Тусклый и особенно желтоватый вид поверхности указывает на перегрев или чрезмерно длительную выдержку полуды в жидком состоянии. Такая полуда непригодна. При недоброкачественном облуживании подшипников подготовку и лужение повторяют.

Когда ванна отсутствует, лужение выполняют следующим образом. Предварительно покрытые флюсом, а затем нагретые до 260—300 СС подшипники еще раз покрывают флюсом, обычно раствором хлористого цинка и наносят слой полуды. В процессе лужения присыпают нашатырем необлуженные места. Для полного облуживания всей поверхности подшипники постоянно поворачивают, следя за распределением полуды, не допуская ее стекания.

Баббит для заливки расплавляют в железном тигле. В расплавленном состоянии баббит сильно окисляется, поэтому площадь соприкосновения жидкого баббита с воздухом должна быть меньшей, для чего используют более узкий тигель.

Как только тигель будет нагрет, в него кладут куски баббита весом по 100—105 Г. Пламя во время плавления баббита должно охватывать тигель со всех сторон. При недостаточном нагреве баббит окажется густым и непригодным для заливки.

Когда баббит в тигле сделается жидким, на его поверхность насыпают мелкие кусочки древесного угля слоем толщиной 20—30 мм.

Уголь должен быть просеян, так как угольная пыль может смешаться с баббитом и попасть в заливку. Слой древесного угля не дает возможности жидкому баббиту соприкасаться с воздухом, предохраняет его поверхность от окисления. Если часть угля сдвинута в сторону, то под ней будет видна блестящая поверхности [баббита. Если блеск сразу же исчезнет и поверхность потускнеет, покрываясь пленкой окиси, это указывает на перегрев баббита. Этого нельзя допускать, так как пленка, попадая в заливку и не успевая полностью всплыть в застывающем баббите, образует в нем раковины, что приводит к браку заливки.

Заливку подшипников выполняют в приспособлении или на станке для центробежной заливки.

Заливают подшипники в приспособлении следующим образом. На вертикальном укрепленном стержне устанавливают металлический поддон, на поддон устанавливают подшипник таким образом, чтобы стержень находился на одинаковом расстоянии от внутренних стенок подшипника. В образовавшееся пространство между стержнем и внутренними стенками подшипника заливают баббит (рис. 236).


Рис. 236. Заливка баббитом подшипника

Перед заливкой баббита деревянной или железной лопаткой быстро сдвигают в сторону пленку шлака и осторожно перемешивают баббит подогретой железной или деревянной мешалкой, чтобы не дать возможности более тяжелым частицам баббита осесть на дно тигля.

Заливают баббит железной ложкой, которая должна вмещать всю порцию, чтобы заливка происходила непрерывной струей. Если подшипник заливать в два или несколько приемов, то в результате такой заливки могут образоваться спаи и усадочные раковины.

После затвердевания залитого баббита подшипнику дают медленно остыть.

Качество заливки проверяют по цвету залитого баббита и по звуку при ударе по подшипнику деревянным молотком. Цвет залитого баббита должен быть серебристым, а звук — чистым, не дребезжащим.

Заливку подшипников баббитом быстрее и высококачественно осуществляют на станках для центробежной заливки. Подшипники перед заливкой облуживают, а затем нагревают до температуры 150—200° С. Чтобы баббит лучше приставал к телу вкладыша, подшипник закрепляют на станке в минимально короткий срок (7— 10 сек для небольших подшипников автомобильных двигателей и 30—90 сек для крупных подшипников).

После заливки подшипники обрабатывают на металлорежущих станках (растачивают, иногда, разрезают, паяют и др.), затем пришабривают и подгоняют по валу. Шабрят в несколько приемов, проверяя точность шабрения по краске. Шабрение заканчивают, когда 3/4 поверхности подшипника покроется краской или количество пятен будет не менее 12 на площади 25x25 мм. По окончании шабрения подшипники протирают ветошью, смоченной в керосине, и устанавливают на место.

При заливке подшипников баббитом соблюдают меры предосторожности. Перед выплавкой баббита вкладыши тщательно очищают от масла, иначе горячий баббит будет разбрызгиваться и может обжечь лицо и руки. При плавлении баббита в тигле следят за тем, чтобы в жидкий баббит не попала влага, так как мгновенно образующиеся пары выплескивают жидкий баббит из тигля, что может вызвать ожог. По этой же причине нельзя при плавлении перемешивать жидкий баббит мокрой мешалкой. Заливку баббита выполняют в рукавицах и предохранительных очках.