Заливка подшипников баббитом
Процесс заливки подшипников баббитом состоит из следующих операций: подготовка материалов к заливке, подготовке подшипников к лужению, лужение подшипников, плавление баббита, заливка подшипников, отделка и подгонка подшипников.
Для заливки подшипников применяют баббит определенного состава, третник, хлористый цинк (травленая соляная кислота), древесный уголь, нашатырь, замазку, раствор каустической соды (9—10% по весу), обмазку.
Для заливки подшипников применяют баббиты оловянные и свинцовые. Согласно ГОСТ 1320—55 баббиты оловянные и свинцовые изготовляют шести марок- В89 Б83, Б16, Б6, БН, БТ.
Баббит Б-83 состоит из 7,25—8,25% сурьмы, 2,5— 3,5% меди, остальное олово. Температура затвердевания его должна быть в начале 370, а в конце 240° С. Баббит Б83 является одним из лучших, но ввиду большого содержания олова в нем является дефицитным.
Баббит БН содержит (%): 9—11 олова, 13—15 сурьмы. 1,5—2 меди, 1,25—1,75 кадмия, 0,5—0,9 мышьяка. Температура затвердевания баббита БН: начало 400° С, окончание 240° С.
Для заливки коренных и шатунных подшипников ряда двигателей внутреннего сгорания применяют баббит БТ, состоящий из 9—11% олова, 14—16% сурьмы, 0,7— 1,1% меди, 0,05—0,2% теллура. Температура затвердевания баббита БТ: начало 410° С, окончание 240° С.
Древесный уголь применяют кусочками размером от 5 до 10 мм. Замазку для заделки масляных отверстий в заливаемых подшипниках изготовляют из трех частей мела, одной части графита, одной части мелкого асбеста, двух частей олифы и трех частей воды.
Обмазку для изоляции поверхностей, не требующих лужения, изготовляют из двух частей мела, двух частей жидкого стекла и одной части воды. Для этой цели может быть применена паста, состоящая из одной части мела и трех частей воды. Для улучшения свойств пасты часто добавляют 1—2% столярного клея; при этом подшипники необходимо нагревать до 80° С.
Прежде чем приступить к подготовке подшипников к заливке, их тщательно осматривают и убеждаются в отсутствии трещин.
Для перезаливки подшипники тщательно очищают от имеющегося в них старого слоя баббита путем выплавки обычно паяльной лампой на столе, обитом листовым железом. Перед выплавкой баббита подшипники тщательно очищают от влаги и масла. Нагревают подшипники со стороны, не залитой баббитом, и заканчивают нагревание до начала его плавления. Этот момент соответствует температуре 240—260° С. Затем подшипники встряхивают или слегка ударяют о стол, в результате чего баббит выпадает из подшипников. Выплавленный баббит теряет свою вязкость, становится твердым, хрупким и для повторной заливки подшипникам не применяется, его убирают в специальный ящик. Подшипники после выплавки баббита тщательно осматривают, при этом бракуют те из них, которые имеют трещины, отколы и другие повреждения.
Подшипники очищают от грязи, пыли, масла, жира, эмульсии и ржавчины. Грязь счищают стальной щеткой. Тщательно очищают от грязи в подшипниках канавки в виде ласточкина хвоста и различные гнезда для механического закрепления баббита после заливки.
Очищают подшипники от ржавчины травлением в 10—15%-ном растворе серной или соляной кислоты при комнатной температуре в течение 2—10 мин в зависимости от степени чистоты подшипников. Затем подшипники вынимают и промывают в горячей воде, снова очищают стальной щеткой и вторично промывают в горячей воде.
Очищенные от грязи и ржавчины подшипники обезжиривают погружением на 8—15 мин в 10%-ный раствор едкого натра или едкого кали, нагретого до 80— 90° С. Обезжирить подшипники можно также в кипящем содовом растворе.
После обезжиривания подшипники промывают в горячей воде (80—100°С). После обезжиривания и промывки нельзя притрагиваться пальцами к поверхности подшипников, так как пальцы оставляют в месте соприкосновения слой жира, что ухудшает качество лужения и заливки баббитом.
Когда подшипники лудят в ваннах, не подлежащие лужению, поверхности подшипников покрывают защитной обмазкой. Затем подшипники покрывают флюсом, пользуясь паклей, войлоком или волосяной щеткой.
Флюс изготовляется путем растворения металлического цинка в крепкой соляной кислоте до насыщения. Рекомендуется добавлять к этому раствору 5% хлористого аммония. Флюс должен покрывать всю поверхность каждого подшипника ровным слоем и, стекая по ней, не оставлять несмоченных мест. При обнаружении таких мест вновь проводят обезжиривание.