Сведения о геодезических изысканиях трасс линейных сооружений

Трассой называется ось проектируемого сооружения линейного вида, обозначенная на местности или нанесенная на карте, фотоплане или цифровой модели местности, Основными элементами трассы являются план: — ее проекция на горизонтальную плоскость и продольный профиль — вертикальный разрез по проектируемой линии сооружения.

В плане трасса состоит из прямых участков разного направления, сопрягающихся между собой горизонтальными кривыми постоянного и переменного радиуса кривизны. В продольном профиле трасса состоит из линий различного уклона, соединяющихся между собой вертикальными круговыми кривыми. На ряде трасс (электропередач, канализации) горизонтальных и вертикальных кривых не проектируют.

При построении продольного профиля трассы вертикальный масштаб для наглядности делают в 10 раз крупнее, горизонтального. Для характеристики местности в направлениях, перпендикулярных к трассе, составляют поперечные профили в одинаковом горизонтальном и вертикальном масштабах, например 1 : 100.

К трассе предъявляют определенные требования, которые устанавливаются в соответствии с техническими условиями на ее проектирование. Для дорожных трасс с твердым покрытием основными требованиями являются плавность и безопасность движения с расчетными скоростями. К трассам каналов и самотечных трубопроводов предъявляют требования по обеспечению требуемых уклонов с целью соблюдения  проектных режимов их работы.

Комплекс изыскательских работ по выбору трассы, согласно техническим и экономическим условиям, называется трассированием. Проектирование трассы по топо-картам, планам, аэросъемочным материалам и цифровой модели местности называется камеральным, трассированием. Перенос запроектированной трассы на местность, с уточнением ее положения и закрепления в натуре, называется полевым трассированием.