Геодезические расчеты при проектировании трасс линейных сооружений
Основной задачей проектирования линейных сооружений является выбор оптимального положения линии трассы на местности. Выбранный вариант должен предусматривать сбалансированность объемов земляных работ, хорошо вписываться в окружающую ситуацию, обеспечивая наименьшие нарушения окружающей среды. При проектировании должны быть учтены технические условия, которые зависят от предназначения будущего сооружения. Основная часть этих задач решается при камеральном и полевом трассировании. После выбора основного варианта камеральным путем и выполнения полевого трассирования, составляют продольный и поперечные профили местности, и приступают к проектированию линии трассы по высоте.
Проектный профиль линейного сооружения разрабатывают, руководствуясь техническими условиями, экономическими требованиями и особенностями его эксплуатации. При проектировании автомобильных и железных дорог основное внимание уделяется обеспечению плавного и безопасного движения с заданной предельной скоростью. По этой причине уклон проектной линии не должен превышать предельной величины
а радиус вертикальной кривой быть меньше допускаемого значения
Некоторые из допускаемых значений приведены в таблице:
Предельные величины уклонов и радиусов кривых
Категория дороги | Характеристика дороги | Уклон,% | Наименьший радиус кривизны, м | ||
---|---|---|---|---|---|
горизонтальный | вертикальный | ||||
выпуклый | вогнутый | ||||
Автомобильные дороги | |||||
I II III IV V |
Общегосударственная Республиканская Областная Районная Местного значения |
30 40 50 60 70 |
1000 600 400 250 125 |
2500 1500 1000 5000 2500 |
8000 5000 3000 2000 1500 |
Железные дороги | |||||
I II III |
Общегосударственная Районная Местного значения |
15 15 20 |
1200 800 600 |
10 000 10 000 5 000 |
При проектировании подземных трубопроводов уклон профиля должен обеспечить движение жидкости в трубах с определенной скоростью, исключающей оседание взвешенных частиц при минимальных уклонах и истирание труб песком и твердыми частицами при максимальных уклонах.
Глубина заложения труб от поверхности должна быть такой, чтобы трубы не разрушались в результате нагрузок на них транспортных средств, а жидкость не замерзала. Обычно минимальный уклон для труб канализации диаметром 150, 200 и 1250 мм (и более) принимают соответственно 7,5 и 0,5 %0, Для стальных труб максимальный уклон должен быть таким, чтобы скорость жидкости не превышала 8 м/с и для неметаллических труб — 4 м/с. Глубина заложения водопровода должна быть ниже глубины сезонного промерзания грунта на 0,3—0,5 м, а канализации — на 0,3—0,5 м выше этого уровня. Газопроводы прокладывают на глубине 0,8 м от поверхности.
Для защиты дорог предусматривают расположение их на насыпи. В соответствии с этим на равнинной и слабопересеченной местности применяют «обертывающее» положение проектной линии. На пересеченной местности используют секу идее положение, при котором проектная линия проходит в выемке на возвышенных местах и на насыпи — в местах понижения рельефа. В этом случае при прокладке трассы следует стремиться к соблюдению баланса земляных работ: объемы грунта, взятого из выемок, должны соответствовать объемам грунта, необходимого для насыпей.
Проектную линию на профиле определяют положением ряда фиксированных (контрольных) точек, отметки которых принимают за исходные. К таким отметкам относят высоты начала и конца трассы, отметки переходов через водные преграды и пересечения с существующими дорогами, отметки подключений к существующим трассам и т. п.
Построение проектного профиля начинают от контрольной точки: намечают начало и конец участка с равномерным проектным скатом, определяют его длину и вычисляют предварительный уклон.
Для строительства сооружения и вычисления объемов земляных работ по всем точкам трассы вычисляют рабочие отметки.
По формулам вычисляют основные элементы круговых кривых, а затем определяют отметку середины кривой. Для определения отметок остальных точек используют способ прямоугольных координат. При этом плоскость разбивки располагают не горизонтально, а вертикально.
Для подсчета объемов земляных работ на поперечные профили наносят проектные сечения линейного сооружения и графически определяют площади сечений.
При проектировании продольных профилей трубопроводов выполняют аналогичные расчеты: вычисляют проектные высоты лотков труб в каждом колодце или камере и проектные уклоны между ними; вместо рабочих отметок определяют глубину заложения лотков от поверхности.
Профили подземных трубопроводов содержат информацию о материале труб, их диаметре, инженерных сетях, пересекающих данную трассу.
В настоящее время происходит переход к качественно новому способу проектирования линейных сооружений — проектированию с использованием ЭВМ. Проектировочные расчеты для этого случая легко поддаются программированию, и использование в них даже малой вычислительной техники дает заметный эффект. Особой перспективностью и большим экономическим эффектом отличаются системы автоматизированного проектирования (САПР).