Полевое  трассирование

Трасса определяется на местности положением ее главных точек: начала и конца, вершин углов поворота, серединой кривой, точек пересечения с осями различных сооружений. Эти точки закрепляют на месте знаками. Тип знака зависит от необходимого срока сохранности их на местности (столбы, трубы). Створные точки (точки, определяющие створ между углами поворота трассы) закрепляют вехами.

Перенос трассы с карты на местность производят либо по координатам ее главных точек, либо по данным привязки трассы к предметам местности. Координаты точек и элементы привязки обычно определяют по карте графическим путем. Поэтому точность переноса трассы с карты на местность, в основном, определяется ее масштабом.

После перенесения на местность главных точек по трассе прокладывают теодолитные или полигонометрические ходы, в которые включают все упомянутые точки. В процессе этих работ между углами поворота трассы производят вешение и измерение линий, измеряют горизонтальные углы, разбивают пикетаж с отметкой плюсовых точек и поперечников. При разбивке пикетажа линии измеряют мерной лентой в одном направлении с контролем по нитяному дальномеру. Пикеты закрепляют деревянными кольями, забиваемыми вровень с землей. Рядом ставят сторожек и пикет окапывают. Начало трассы обозначают пикетом с номером 0, в результате чего номер каждого обозначает число сотен метров трассы от ее начала. Характерные точки рельефа отмечают плюсовыми точками, на которых указывают расстояния до ближайших пикетов, например, ПК 7 -|- 66,0. При разбивке пикетажа ведут полевой журнал — пикетажную книжку.

При разбивке пикетажа на наклонных участках в измеренные расстояния вводят поправки за наклон. Разбивка вблизи углов поворота имеет свою специфику: пикетаж невозможно разбить по кривой, поэтому пикеты закрепляют на прямых, а уже затем переносят их на кривую.

Кроме пикетов на закруглениях трассы должны быть обозначены главные точки кривой: начало кривой (НК) и конец кривой (КК) — точки касания прямых, образующих угол поворота трассы: середина кривой (СК). На трассе главные точки кривой закрепляют столбами и окапывают. Кривые могут быть постоянного радиуса (дуги окружностей) или с переменными радиусами (переходные кривые).

Для разбивки пикетажа в пределах кривой и обозначения ее главных точек производят подготовительные расчеты.

На дорожных трассах прямые участки сопрягают с круговыми кривыми при помощи переходных кривых, радиус кривизны которых меняется от бесконечности до радиуса круговой кривой. Разбитые таким образом пикеты оказываются установленными на касательных (тангенсах) к кривой, а они должны находиться на оси трассы, т, е. на самой кривой. Поэтому их переносят с тангенсов на кривую. Этот перенос обычно выполняют методом прямоугольных координат при помощи специальных таблиц). Отметим, что при строительстве линейного сооружения выполняют детальные разбивки круговых кривых. Способов разбивки существует много. Но на практике предпочитают использовать способ прямоугольных координат, как наиболее точный.

Поперечники на кривых строят перпендикулярно к трассе в данной точке. Поперечники разбивают на пикетах и на плюсовых точках. Длины поперечников должны быть несколько больше размеров проектируемых сооружений. Практически поперечники разбивают на 10—30 м в каждую сторону от трассы.

Для составления продольного и поперечных профилей по пикетажу трассы и поперечникам, а также для определения отметок постоянных и временных реперов, устанавливаемых вдоль трассы, производят техническое нивелирование. Нивелирование по трассе, как правило, производят в два нивелира. Первым — нивелируют все пикетные и плюсовые точки, геологические выработки и реперы. Вторым — нивелируют для контроля реперы, связующие пикеты и поперечники, Километровые пикеты и реперы нивелируют как связующие точки, обоими нивелирами. Нивелирные ходы привязываются к реперам государственного  нивелирования.