Кондукторы для разметки и сверления отверстий в опорных полках фундаментов, в торцах кронштейнов, мортир и наклепышей

Универсальный кондуктор для разметки отверстий в опорных полках механизмов и фундаментов с соблюдением установленных допусков (рис. 181) состоит из двух жестких рам— продольной 1 и поперечной 5. Продольная рама имеет неподвижную 2 и подвижную 3 опоры для установки на размечаемой поверхности кондуктора; эта рама является направляющей для перемещения каретки 4. Поперечная рама снабжена сменными шаблонами 6 с отверстиями и может перемещаться вдоль продольной рамы совместно с кареткой, а в направлении, перпендикулярном оси продольной рамы,— по направляющим втулкам (в каретке). На верхних поверхностях продольной и поперечной рам укреплены линейки со шкалами.


Рис. 181. Универсальный кондуктор для разметки отверстий.

Разметку отверстий на опорных полках фундаментов выполняют непосредственно по размерам с чертежа. Эта операция заключается в следующем. На фундамент кернером наносят его продольную ось, затем устанавливают на фундамент кондуктор, и его ось совмещают с осью фундамента, кондуктор крепят к фундаменту струбциной. В поперечном направлении съемный шаблон 6 сдвигают в одну сторону фундамента и устанавливают на соответствующую его полку. При этом расстояние между осями шаблона и кондуктора должно быть равно половине расстояния (указано в чертеже) между осями двух рядов отверстий обеих полок фундамента. В продольном направлении кондуктора каретку 4 устанавливают в нулевое положение, после чего намечают ось первого отверстия (при жестком креплении) или нескольких отверстий (при креплении на амортизаторах). Перемещая каретку вдоль рамы 1 на соответствующее расстояние (указано в чертеже), намечают на одной из полок фундамента центры остальных отверстий. После разметки отверстий на одной из полок каретку вновь устанавливают в нулевое положение. Затем второй съемный шаблон сдвигают на другую полку фундамента, и процесс разметки повторяется. Сделав разметку в фундаменте, сверлят отверстия.

Точность расположения осей отверстий после сверления их в фундаменте пневматической машиной по разметке с применением универсального кондуктора составляет 0,3 мм.

Универсальный кондуктор для сверления отверстий в опорных полках судовых фундаментов под вспомогательные механизмы, устройства и аппаратуру (рис. 182) представляет собой Г-образную кондукторную плиту 2 с двумя пазами, выполненными под прямым углом. Плита изготовлена из бакелитовой фанеры. В пазах расположены подвижные кондукторные втулки 1. Каждая втулка состоит из корпуса 5, прижимной гайки 8 со шлицами для торцевого ключа, сменной кондукторной втулки 7 и стопорного винта 3. На кондукторной плите и на корпусах подвижных втулок нанесены риски, указывающие положение осевых линий пазов плиты Количество сменных кондукторных втулок, приходящихся на каждую подвижную втулку, зависит от диаметров отверстий, которые будут сверлиться с помощью данного кондуктора.


Рис. 182. Универсальный кондуктор для сверления отверстий в опорных полках фундаментов.

Поверхности головок подвижных втулок и шайб, сопрягаемые с плитой, имеют насечку. Параллельно внутренним кромкам пазов кондукторной плиты расположены рейки, исключающие возможность прогиба плиты при закреплении кондуктора на опорных полках фундамента струбцинами. Наружные кромки подкрепляют вкладышами.

Длину пазов в доске, определяющую габариты кондуктора, устанавливают в зависимости от расстояния между крайними отверстиями на полке фундамента в одном ряду и между рядами отверстий фундамента. Настраивают кондуктор по установочной плите 4, в которой высверливают отверстия по отверстиям в опорных лапах или основаниях механизмов. Допуск на расстояние между отверстиями в установочной плите ±0,2 мм. Отверстия, относящиеся к одному механизму, соединяют контурной линией и маркируют индексом механизма. Для фиксирования положения подвижных втулок при настройке кондуктора по установочной плите на каждый диаметр отверстия изготовляют комплект фиксирующих штырей 6.

Кондуктор настраивают следующим образом. На линию, определяющую положение осей отверстий механизма, кондуктор устанавливают так, чтобы три основных отверстия установочной плиты сначала были зафиксированы штырями кондукторных втулок А, Д, Ж. После закрепления этих втулок к соответствующим отверстиям плиты подводят, фиксируя штырями, втулки Б, В, Г, Е. На опорных полках фундамента размечают осевую линию одного ряда отверстий и центр крайнего отверстия.

Затем кондуктор устанавливают на фундамент и риски на кондукторных втулках совмещают с осевой линией ряда отверстий на фундаменте. При этом совмещается поперечная осевая линия втулки А с осевой линией крайнего отверстия, и кондуктор можно закрепить струбцинами на фундаменте. Просверлив отверстия первого и второго рядов, кондуктор снимают с фундамента и устанавливают для сверления параллельных рядов отверстий. При этом отверстие во втулке Д, расположенной в продольном пазу кондукторной плиты, совмещается с высверленным отверстием второго ряда во втулке Ж, а кондуктор фиксируется установкой штырей во втулки Д и Ж. Остальные отверстия параллельных рядов сверлят аналогично.

Механизмы, у которых отверстия в опорных фланцах расположены без соблюдения взаимной перпендикулярности рядов, требуют настройки двух кондукторных плит Г-образной конструкции.

Отверстия в торцах кронштейнов, мортир и наклепышей также целесообразно выполнять с помощью кондуктора. Кондукторы (рис. 183, а, б, в) состоят из сварного корпуса 1, затяжных болтов 2, кондукторной втулки 3, установочного штыря 4, гайки 5 и шайбы 6. При креплении кондуктора к торцу кронштейна головки затяжных болтов заводятся в выточку кронштейна и удерживают корпус кондуктора при помощи гаек. После сверления первого отверстия через кондукторную втулку в него вставляют штырь 4, предохраняющий корпус кондуктора от смещения при сверлении остальных отверстий. Аналогично крепят кондуктор к торцам мортиры и наклепыша. При сверлении отверстий по кондуктору исключается запрессовка втулок для разметки отверстий.


Рис. 183. Кондукторы для сверления отверстий: а — в торцах кронштейнов; б — в торцах мортир; е — торцах наклепышей.