Малогабаритная пневматическая турбинка ТПМ-1

Пневматическая турбинка ТПМ-1 (рис. 53) предназначена для таких пригоночных работ, как снятие небольших припусков в труднодоступных местах поверхностей деталей, подгонка прокладок при монтаже механизмов и т. д. Корпус турбинки изготовлен из дюралюминиевого сплава (Д16Т) и делится на две части, соединенные резьбой. С торцевой части корпуса монтируется пусковое устройство, состоящее из клапана 11 и фильтра 10, соплового диска 9, шпинделя 3 и закрепленного на нем винтом 7 ротора 8. Шпиндель 3 вращается в двух опорных шарикоподшипниках 4. На шпиндель навинчивается конусная гайка 1, которая, сжимая цангу 2, закрепляет рабочий инструмент (шарошки, абразивные круги и т. п.). Выпускные отверстия для отработавшего воздуха находятся в средней части корпуса. Эти отверстия прикрываются кольцом — глушителем 6 корытообразной формы для отвода воздуха в определенном направлении и предохранения отверстий от перекрывания рукой работающего в процессе работы.


Рис. 53. Пневматическая малогабаритная турбинка ТПМ-1.

Для увеличения КПД турбинки отверстия в диске расположены под оптимальным углом к плоскости диска. Шпиндель турбинки начинает вращаться после нажатия пусковой кнопки рычагом 5. В это время воздух из воздухопровода поступает через фильтр к сопловому диску, откуда по отверстиям в диске — на лопасти ротора. Лопасти ротора имеют профиль турбинных лопаток и расположены по спирали. Такое расположение лопаток позволяет использовать как активное действие струй сжатого воздуха, так и реакцию воздуха. Малый габарит, небольшая масса, возможность работать на больших частотах и применять пневмотурбину в труднодоступных местах позволяют широко использовать ее при выполнении слесарно-монтажных работ на судах.

Техническая характеристика турбинки
Число лопастей ротора.............28
Давление сжатого воздуха, МПа......... 0,3—0,5
Частота вращения ротора (шпинделя), об/мин . . . 50 000—60 000
Габариты, мм................... 173x45
Масса, г..................... 350