Пневматические шлифовальные машины ИП
Для обработки опорных поверхностей судовых фундаментов широко применяют пневматические шлифовальные машины: торцевые ИП-2203. ИП-2202, ИП-2204, ИП-2205; прямые ИП-2009А, ИП-2001, ИП-2002, ИП-2014, ИП-2015 и угловые ИП-2102, ИП-2103.
Основные узлы и детали пневматической торцевой шлифовальной машины ИП-2203 (рис. 48): корпус 3, ротационный пневмодвигатель, пусковое устройство S, центробежный регулятор 5, защитный кожух 13.
Рис. 48. Пневматическая торцевая шлифовальная машина ИП-2203.
Пневмодвигатель состоит из статора 7, ротора 4, лопаток 2, боковин 1 и 6 и вала 10. При нажатии на рычаг 9 сжатый воздух попадает в рабочую полость двигателя и вращает ротор. Вращение ротора через вал 10 передается на шлифовальный круг. Шлифовальный круг крепится при помощи фланцев 11 и 12. Для уменьшения частоты вращения на холостом ходу пневмодвигатель снабжен центробежным регулятором. Под действием центробежной силы шарики регулятора расходятся, перемещая шпиндель, который перекрывает впускное отверстие и поддерживает заданную частоту вращения. Пневматическая торцевая шлифовальная машина ИП-2202 имеет аналогичную конструкцию.
Пневматические торцевые шлифовальные машины ИП-2204 и ИП-2205 (рис. 49) состоят из встроенного в корпус ротационного пневмодвигателя, регулятора частоты вращения, рукоятки с пусковым устройством и стакана. Стакан в сборе с корпусом образует четыре камеры, изолированные друг от друга ребрами, и служит глушителем шума. В нижней части стакана установлен защитный кожух. Шлифовальный круг крепится к выходному концу вала ротора. Машины имеют две рукоятки, в одной из которых смонтировано пусковое устройство.
Рис. 49. Пневматическая торцевая шлифовальная машина ИП-2204.
Пневматические прямые шлифовальные машины ИП-2009А, ИП-2001, ИП-2002, ИП-2014 выполнены по единой конструктивной схеме.
Основные узлы и детали машины ИП-2009А (рис. 50) следующие: защитный кожух 1, корпус 2, шпиндель 3, ротационный пневмодвигатель 4, центробежный регулятор 5, рукоятка 6 с пусковым устройством. При нажатии на курок сжатый воздух попадает в рабочую полость двигателя. Вращение ротора через муфту передается шпинделю, на выступающем конце которого имеются фланцы и гайки для крепления шлифовального круга. Для предохранения рабочего от раскаленных частиц обрабатываемого материала и абразива предусмотрен защитный кожух.
Рис. 50. Пневматическая прямая шлифовальная машина ИП-2009А.
Рис. 51. Пневматическая угловая шлифовальная машина ИП-2103.
Пневматическая угловая шлифовальная машина ИП-2103 (рис. 51) включает в себя корпус 1, конический редуктор 2, ротационный пневмодвигатель 3, регулятор частоты вращения 4, рукоятку 5, пусковое устройство 6 и защитный кожух 7. При нажатии на курок пускового устройства сжатый воздух попадает в рабочую полость двигателя. Вращение ротора через конический редуктор передается шпинделю. На выходном конце шпинделя крепится шлифовальный круг. Для предохранения рабочего от раскаленных частиц обрабатываемого материала и абразива предусмотрен защитный кожух.
Пневматическая угловая шлифовальная машина ИП-2102 имеет аналогичную конструкцию.
Технические характеристики пневматических торцевых шлифовальных машин ИП приведены в табл. 10.
Характеристика | ИП-2203 | ИП-2202 | ИП-2204 | ИП-2205 |
Наибольший диаметр шлифовального круга, мм | 125 | 180 | 175 | 225 |
Частота вращения шпинделя, об/мин | 4500 | 5000 | 8500 | 6500 |
Мощность двигателя, кВт | 1,3 | 1,55 | 1,45 | 1,85 |
Давление сжатого воздуха, МПа | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Расход сжатого воздуха при максимальной мощности, м3/мин | 1,6 | — | — | — |
Габариты, мм | 320х150х220 | 290х170х200 | 270х250х215 | 305х270х235 |
Масса, кг | 4,3 | 4,5 | 4,5 | 5,5 |
При эксплуатации пневматических шлифовальных машин следует проверять состояние подшипников, промывать и смазывать их в соответствии со схемой и картой смазки, указанных в инструкции по эксплуатации. Типовая карта смазки приведена в табл. 11.
Смазываемый механизм | Смазочный материал | |
при эксплуатации | при длительном хранении | |
Пневмодвигатель | Масло турбинное 22 (ГОСТ 32—74) или масло индустриальное 20 (ГОСТ 1707—51), 2—3 капли 1 м3/мин воздуха | Смазка консервационная К17 (ГОСТ 10877—64), 15-20 г |
Шарикоподшипники | Смазка 1—13 (ГОСТ 1631—51) или консталин УТ (ГОСТ 1957—73) | Смазка УС2 (ГОСТ 1033—51) |
Смазываемый механизм | Смазочное место | Способ смазки | Периодичность смазки |
Пневмодвигатель | Пробка или входное отверстие пускового устройства | Заливка маслораспылителем, установленным в воздушной магистрали | Два раза в смену |
Шарикоподшипники | Набивка не более 2/3 свободного пространства шарикоподшипника | Шарикоподшипники шпинделя через 200 ч, ротора через 100 ч работы |
Надлежащая смазка значительно уменьшает потери на трение в передачах, предохраняет от коррозии и уменьшает износ деталей машины. Круги, применяемые для машины, необходимо балансировать, что снижает вибрацию машины до уровня, допустимого по санитарным нормам.
Характерные неисправности пневматических шлифовальных машин и способы их устранения приведены в табл. 12.
Характер неисправности | Вероятная причина | Способ устранения |
Машина не развивает необходимой мощности и частоты вращения | Недостаточное давление в воздушной магистрали | Довести давление до 0,5 МПа |
Износ лопаток или статора пневмодвигателя | Заменить изношенные детали | |
Ослабление крепления корпусных деталей | Затянуть винты рукоятки | |
Выработка крышек пневмодвигателя | Шлифовать торцы крышек до шероховатости поверхности 0,63 | |
При работающем двигателе шпиндель не вращается | Поломка деталей в месте соединения ротора со шпинделем | Заменить сломанные детали |
Во время работы возникают биение шпинделя и стук | Износ подшипников шпинделя или пневмодвигателя | Заменить подшипники |