Пневматические шлифовальные машины ШР и ШМ

Шлифование опорных поверхностей судовых фундаментов производят-электрическими и пневматическими шлифовальными машинами.

Пневматические машины обладают рядом достоинств по сравнению-с электрическими- они безопасны, легки, выносят большие перегрузки, не нагреваются.

На рис. 45 показана конструкция пневматической шлифовальной машины ШР-2. Машина не имеет корпуса как отдельной детали, и статор 8 двигателя помещается и монтируется между алюминиевым хоботом 5 и рукояткой 16, скрепленными четырьмя сквозными болтами 6. Статор закрыт кожухом 7 с прорезью для выхода отработавшего воздуха. Воздух к лопаткам подводится через два продольных канала в статоре.


Рис. 45. Пневматическая шлифовальная машина ШР-2.

Шлифовальный круг 18 насаживают на вал 4 между двумя шайбами 1 и 3 с прокладками 2, закрепляют гайкой и контргайкой. Масло заливают через пробку 12 масленки в камеру 14, наполненную набивкой. Отсюда масло под давлением сжатого воздуха, поступающего в камеру через ниппель 15, попадает через дроссель 17 масленки в поток проходящего воздуха и смазывает лопатки ротора. Подшипники смазывают через отдельные масленки.

Во избежание разноса шлифовального круга при холостом ходе машина снабжена центробежным регулятором частоты вращения. При увеличении частоты вращения грузы 10 расходятся и, нажимая нижними концами на головку стержня 9, перемещают его. Стержень при помощи коромысла передвигает золотник 11, уменьшая сечение отверстия для прохода воздуха, дросселирует его и снижает частоту вращения двигателя. Доступ и прекращение подачи сжатого воздуха в машину осуществляют поворотным краном 13.

При шлифовании фундаментов применяют также пневматические шлифовальные машины ШР-2 и ШР-06. Машина ШР-6 характеризуется тем, что ее четырехлопастный ротационный двигатель помещен в отдельный корпус, соединенный резьбой с пусковой рукояткой. Благодаря этому можно быстро заменять изношенные узлы машины. Регулятор частоты вращения у этой машины отсутствует; пуск и остановку производят пусковым золотником, расположенным в рукоятке. Модернизированная машина ШР-6 выпускается под маркой ШР-06.

В последние годы создана новая малогабаритная пневматическая шлифовальная машина ШМ-25-50. Она примерно в два раза легче, чем машина IP-06, значительно экономичнее по расходу воздуха и меньше по габаритам. Важным достоинством новой машины является относительная бесшумность.

На рис. 46, а показана шлифовальная машина ШМ-25-50 с креплением абразивного круга диаметром до 50 мм, на рис. 46, б — та же машина с креплением абразивной головки диаметром до 25 мм.


Рис. 46. Малогабаритная пневматическая шлифовальная машина ШМ-25-50.

Машина состоит из пускового устройства 5, пневматического двигателя 4 и шпинделя 3. Двигатель и шпиндель смонтированы в тонкостенном корпусе 2, к которому на резьбе крепится пусковое устройство 5. Глушение шума достигается путем многократного сжатия и расширения отработавшего воздуха. После сжатия в выпускных отверстиях статора воздух расширяется в камере А, затем сжимается в кольцевом зазоре и вновь расширяется в камере В. Это же происходит в камерах С, D, Е, и полное расширение воздух получает только при выходе в атмосферу. Для образования камер не потребовалось вводить новые детали, и глушение шума достигнуто без увеличения массы машины.

Обычно все радиально-шлифовальные пневматические машины имеют не менее четырех подшипников. Машина ШМ-25-50 смонтирована только на трех шариковых подшипниках. Это удалось осуществить за счет соединения опорной шейки ротора с задним концом шпинделя с помощью трех зубьев специального профиля, входящих один в другой и опирающихся по всей длине на один подшипник 6.

Передний конец шпинделя устроен так, что позволяет закреплять абразивный круг 1 с отверстием или абразивную головку 8 с хвостовиком. Для этой цели передний конец шпинделя 3 выполнен в виде цанги, которая зажимается конусной гайкой 7 при креплении хвостовика абразивной головки 8. Эта же гайка 7 выполняет роль обычной гайки при креплении абразивного круга 1.

Возможность крепить различные по конструкции рабочие инструменты без дополнительных устройств упрощает обслуживание машины и расширяет область ее применения — ее можно использовать как радиальную (рис. 46, а) и как торцевую шлифовальную (рис. 46, б).

Отработавший воздух направляется на рабочий инструмент и сдувает образующуюся при шлифовании абразивную пыль, что улучшает наблюдение за местом обработки. Зачистку платиков, поверхностей фундаментов, а также мелких сварных швов на трубах и других конструкциях в труднодоступных местах, где по условиям производства отработавший воздух необходимо отводить в сторону от зачищаемого места, выполняют пневматической шлифовальной машиной ШМ. Отработавший воздух выходит из двигателя через кольцевой зазор и продольные отверстия в кожух, закрепленный на корпусе винтами, затем через щели, снабженные козырьками, отводящими воздушный поток в сторону от абразивной головки.

Технические характеристики пневматических роторных шлифовальных машин приведены в табл. 9.

Таблица 9. Технические характеристики пневматических шлифовальных машин
Характеристика ШМ-25-50 ШРТМ ШПТ ШМ
Тип машины Радиальная Торцевая Радиальная Радиальная
Наибольший диаметр абразивного инструмента 25/50 150 15 20
Тип абразивного инструмента Абразивная головка Чашечный шлифовальный круг Абразивная   головка
Шлифовальный круг
Мощность двигателя, кВт 0,18 1,1 0,038 0,11
Угловая скорость, рад/с:        
на холостом ходу 1600 350 6000 1700
под нагрузкой 800 320 3000 700
Расход сжатого воздуха, м3/мин 0,4 1,8 0,2 0,3
Внутренний диаметр шланга, мм 13 16 9 9
Габариты, мм 50х50х250 180х205х320 20х56х188 56х175
Масса, кг 0,9 7,5 0,44 0,6

Если пневматический инструмент снабжен предохранительной сеткой (она монтируется в пусковом устройстве), необходимо следить за ее состоянием и производить периодическую чистку; загрязненная сетка уменьшает доступ сжатого воздуха в двигатель и снижает его мощность. Для обеспечения нормальной работы шлифовальных машин и другого пневматического инструмента давление сжатого воздуха на входе в пусковое устройство должно быть не меньше 0,5 МПа.

В связи с частым отсутствием манометров в местах подключения пневматических инструментов к воздушной магистрали работа таких инструментов протекает бесконтрольно, иногда при пониженном давлении воздуха. Это ведет к потере производительности, так как с уменьшением давления полезная мощность пневматического инструмента резко падает, что видно из следующих данных:

Рабочее давление сжатого воздуха МПа 0,5 0,45 0,4 0,35 0,3 0,25
Полезная мощность, % 100 87 74 61 48 35

При дальнейшем снижении давления мощность двигателя падает настолько, что он останавливается. Выбор диаметра и длины эластичного шланга, подключаемого к шлифовальным машинам и другому пневматическому инструменту, хотя и регламентируется паспортными данными, производится рабочим или мастером в зависимости от условий работы на участке (наличие данного размера шланга, соответствующей присоединительной арматуры и т. п.).

Использование шланга меньшего диаметра, чем указано в паспорте, может привести к значительному снижению полезной мощности двигателя и производительности инструмента. Завышение диаметра шланга может также отрицательно сказаться на производительности труда, но уже не по причине недостаточного поступления сжатого воздуха, а из-за неудобства работы с толстым шлангом, особенно при применении малогабаритного пневматического инструмента.

Независимо от диаметра длина воздухопроводящего шланга не должна превышать 12 м. Дальнейшее увеличение длины шланга приводит к росту сопротивления воздушному потоку, т. е. к потере давления воздуха, поступающего в двигатель.

Ниже приведены рекомендуемые диаметры шлангов в зависимости от мощности пневматического инструмента:

Мощность пневматического инструмента, кВт До 0,22 0,18—0,74 0,6—1,47 1,32—1,89
Внутренний диаметр шланга, мм 9 12 16 18
Площадь сечения шланга, см2 0,64 1,1 2,0 2,5