Шергени и реперы

Шергень применяют для закрепления основной мишени под кормой судна при пробивке осевых линий, центровке главных механизмов и других работах. Шергень (рис. 116) состоит из стойки 6 и деревянной прокладки 3. Прокладка крепится к стойке болтами 1 и гайками 2. Шергень устанавливают на бетонном основании и крепят с помощью болтов 7.


Рис. 116. Шергень для кормовой основной мишени.

На шергене, не связанном ни с корпусом, ни с лесами стапеля, по плазовым размерам размечают точку осевой линии вала. При этом на деревянной прокладке прочерчивают две взаимно перпендикулярные линии и на их пересечении винтами 4 закрепляют основную мишень 5, центр которой совпадает с перекрестием линий.

Для ежедневной проверки положения корпуса судна относительно основной линии в период центровки и монтажа главных двигателей и валопроводов пользуются специальными реперами (рис. 117). В основании 6 репера стопорными гайками 4 закреплен установочный винт 5, в центральное отверстие которого помещены пружины 3 и фиксатор 2. Во избежание выпадания фиксатора предусмотрена накидная гайка 1. Изменение положения корпуса судна относительно основной линии определяют по риске на фиксаторе и делениям на установочном винте. Реперы устанавливают у каждого кильблока от кормы до миделя.


Рис. 117. Репер для проверки: положения корпуса судна на стапеле.