Стропы для погрузки механизмов

Подвешивание механизмов к несущим органам грузоподъемных средств чаще всего осуществляется с помощью гибких элементов, предназначенных специально для этой цели и называемых стропами. Стропы бывают кольцевые, в одну ветвь, в несколько ветвей, парные. Концы стропов снабжают крюками, петлями с коушем, огонами, кольцами, муфтами и т. п. Стропы подбирают в зависимости от рода грузов, условий погрузки и типа несущего органа грузоподъемных средств так, чтобы можно было застропливать груз и освобождать его, быстро надевать на несущий орган грузоподъемных средств и снимать с него. При этом деформация груза, смятие или перетирание самого стропа недопустимы.

Материалом для изготовления гибких стропов служат канаты пеньковые бельные и смольные первого сорта, стальные из светлой или оцинкованной проволоки, цепи сварные грузовые и тяговые, калиброванные и некалиброванные. Стропы из пеньковых канатов обладают высокой гибкостью, не повреждают поверхностей механизмов, дешевы. Их недостатки — способность перетираться; резкое ухудшение качеств от воздействия влаги, минеральных масел и кислот; неудобство при работе со стропами высокой грузоподъемности из-за большого диаметра. Если строп из пеньковых канатов оканчивается огоном или петлей с коушем, то заплетка должна быть оклетневана и иметь не менее двух полных и двух половинных пробивок.

Стропы из стальных проволочных канатов получили наибольшее распространение прежде всего ввиду высокой прочности. Кроме того, они не рвутся внезапно по всему сечению — вначале обрываются отдельные проволоки. При одинаковых допустимых нагрузках стропы из стальных проволочных канатов легче чем из пеньковых в один-два раза и в четыре-пять раз легче цепных канатов. Наряду с достоинствами стальные канаты имеют и недостатки: значительная стоимость и большая (по сравнению с пеньковыми и цепными стропами) жесткость. Кроме того, в процессе работы проволочные канаты постепенно раскручиваются и теряют первостепенную прочность.

При подъеме и погрузке механизмов стропами из стальных проволочных канатов учитывают также добавочное усилие, возникающее вследствие отклонения ветвей каната от вертикали. При угле наклона каната 30° добавочное усилие равно 15 % основного, при 45° оно составляет 42 % основного и при 60°—100 %. Стальной канат бракуется, если он поврежден током, сплющен с повреждением проволок или одна из его прядей оборвана.