Универсальный станок для растачивания посадочных поясов подшипников рулевого устройства

Для растачивания гельмпортовой трубы и петель ахтерштевня применяют универсальный расточный станок (рис. 265). Он состоит из следующих основных узлов: основания нижнего, среднего, верхнего и дифференциального узлов, коробки скоростей подачи, коробки скоростей вращения шпинделя, шпинделя. В комплект станка входят люнет с люнетодержателем и борштанга с расточными головками.

Рис. 265. Универсальный станок для растачивания посадочных поясов подшипников рулевого устройства.

Основание представляет собой переносный фундамент, на котором центруют станок с помощью отжимных болтов. Нижний, средний и верхний узлы образуют станину станка, в которую вмонтированы дифференциал и коробки скоростей. Нижний узел содержит шестерню, приводящую во вращение шпиндель, а также приводной вал с конической шестерней и муфтой переключения на вращение и опускание шпинделя. Средний узел содержит часть дифференциала и муфту переключения на подъем шпинделя. В верхний узел вмонтирована гайка-шестерня, несущая шпиндель и обеспечивающая подачу. В узле имеются конечные выключатели.

Дифференциал станка, кинематически связанный с коробкой скоростей, используют для быстрого установочного перемещения шпинделя вверх или вниз и для подачи шпинделя вручную. Подбор соответствующей подачи выполняют сменными шестернями, которые устанавливают согласно табл. 58. При необходимости применения значений подачи, отличающихся от табличных данных, расчет величин выполняется по формуле

где S — подача на один оборот шпинделя; Sш — шаг резьбы шпинделя; а, b, с, d — число зубьев сменных шестерен.

Таблица 58. Определение подачи с помощью сменных шестерен
Передаточное отношение ас/bd 40·40/50·80 40·40/40·80 40·40/40·60 40·40/40·50 40·50/50·40
Диапазон подач, мм/об 0,12 0,15 0,20 0,24 0,30

Коробка скоростей позволяет изменять частоту вращения шпинделя в пределах трех ступеней с помощью рукоятки, выведенной на лицевую сторону коробки. Шпиндель служит для передачи вращательного движения борштанги, и, кроме того, несет на себе массу борштанги.

Люнет с люнетодержателем (рис. 266) состоит из следующих основных узлов: подшипника люнета 1, шестерни 2, зубчатого колеса 3, башмаков 4.


Рис. 266. Люнет с люнетодержателем.

Борштанга 6 (рис. 267) делится на три части, соединенные между собой муфтами 10. Соединенная борштанга через шарнир 3 собирается со шпинделем расточного станка 1, установленного основанием 2 на специальную тумбу.


Рис. 267. Установка борштанги для расточки мест под баллер и штырь пера руля.

Для сохранения точности положения борштанги в процессе эксплуатации станка применены разъемные регулируемые подшипники скольжения 9, что предохраняет борштангу от быстрого износа и увеличивает ее вибростойкость во время расточки. Количество опорных подшипников рассчитано на борштангу общей длиной около 9 м, однако допускается применение борштанги большей длины с соответствующим увеличением числа опорных подшипников. На борштанге неподвижно закреплены суппорты с резцедержателями 5 и 8. При выполнении расточных работ для осуществления продольных подач резца используют осевое перемещение борштанги, а для подрезания торцов применен специальный суппорт с резцом и звездочкой. При каждом обороте звездочка задевает за упор 4, проворачивается и придает поступательное движение резцедержателю. Во избежание прогиба борштанги в гельмпортовой трубе устанавливается самоцентрирующийся люнет 7. Люнет с люнетодержателем раскрепляется с помощью раздвижного устройства, при этом обеспечивается центровка подшипника люнета. Башмаки люнетодержателя внутри гельмпортовой трубы разжимаются специальным ключом, что исключает необходимость вырезки и заварки окон в трубе.

Установка и центровка универсального станка для расточки опор баллера и штыря выполняется после определения теоретической оси руля на судне. По струне относительно оси руля устанавливаются и прицентровываются подшипники борштанги.

Борштангу заводят в отверстие ахтерштевня, обжимают опорные подшипники и раскрепляют люнетодержатель с люнетом. Отклонение борштанги от оси контрольных окружностей не должно превышать ширины линии контрольных окружностей, т. е. 0,2 мм. Зазоры в подшипниках не должны превышать 0,10—0,15 мм. После закрепления борштанги основание станка устанавливается на тумбу и с помощью отжимных болтов ось шпинделя совмещается с осью борштанги. Шпиндель станка через шарнир соединяется с борштангой. Центровку борштанги проверяют повторно после полной сборки, центровки и закрепления расточного станка. Обработку гельмпортовой трубы и петли ахтерштевня выполняют в два приема: черновой и чистовой проточкой. Конструкция борштанги станка позволяет производить расточку отверстий опор баллера и штыря с одной установки. Управление станком осуществляется по устойчивой двусторонней связи между расточником и оператором. Однако при незначительных переделках возможен вариант дистанционного управления.

Внедрение универсального расточного станка обеспечивает высокую эффективность работ, значительно уменьшается время на установку и центровку станка. Применение жесткой борштанги и специального люнета позволяет производить расточку на высоких скоростях резания с шероховатостью поверхности в пределах 2,5 мкм по 6-му классу (ГОСТ 2789—73).

Техническая характеристика станка
Диаметр, мм:
борштанги ..................................145
расточки ....................................480—580
Ход шпинделя, мм ..............................620
Шаг резьбы шпинделя, мм . .....................12
Частота вращения шпинделя, об/мин ..............16—32
Диапазон подач, мм/об .............0,12—0,30
Мощность электродвигателя, кВт ....................4,5
Масса, кг..........................................2000