Грузоподъемные средства и такелаж

В компрессорной для монтажа и ремонтных работ проектом предусматривается мостовой кран или кран-балка с электрическим или ручным механизмом подъема и перемещения. На период монтажа ручной механизм подъема может быть временно электрифицирован за счет установки на площадке моста или балки электродвигателя с редуктором. На выходном валу редуктора устанавливают шкив для ременной передачи, соединяющий привод с механизмом подъема. Соединение может быть выполнено и непосредственно установкой пары шестерен.

Подъем можно механизировать путем подвески на крюк крана электротали. Если кран или кран-балка отсутствуют, то таль подвешивают на стальной балке, установленной над фундаментом на подкрановых путях или прогонах с соответствующим креплением.

Типы и число грузоподъемных приспособлений и такелажа для данного компрессора указываются в ППР. Ниже приводится их число, требуемое для такелажных работ при монтаже компрессора массой до 10 т (Q — грузоподъемность, т):

Рычажные лебедки (Q= 1,5; 3)   ..................по 2
Цепные тали (Q = 3; 5)........................2 и 1
Винтовые домкраты (Q=5; 10)...................4
Электрические лебедки (Q = 5)   ..................1-2
Одношкивные полиспастные блоки (Q=5—10)   ........4—6
Реечные домкраты (Q = 8—10)...................2

Компрессор и его аппараты поднимают блоками или сборочными единицами при помощи стропа из стального каната, диаметр которого указывается в ППР или определяется по таблицам допускаемой грузоподъемности канатов. Предпочтительно применять стальные канаты диаметром 12,7 мм с мягким сердечником, которым оснащаются распространенные на монтаже ручные рычажные лебедки или монтажные тяговые механизмы.

Обычно применяют универсальные стропы (4—6 шт. в виде замкнутого кольца), закрепленные и испытанные в заводских условиях, размеры которых для конкретной машины указываются в ППР. При строповке оборудования стальным канатом концы его закрепляют стандартными сжимами. Помимо универсальных стропов необходимо иметь 30—50 м тягового каната на случай, если оборудование приходится перемещать механизмами в помещение компрессорной станции.

Все строповочные и грузоподъемные средства должны иметь бирки, подтверждающие их проверку и пригодность к работе на установленный срок. Ежедневно перед началом работ производится внешний осмотр всей такелажной оснастки. Стропы проверяют на грузоподъемность ежедекадно. Если масса груза превышает номинальную грузоподъемность мостового крана или кран-балки, проектируют дополнительные устройства, позволяющие рассредоточить массу груза по всей длине моста за счет установки второй тележки или лебедки, дополнительной усиливающей балки или применения траверс, которые позволяют одновременно использовать два крана (кран-балки) либо основной механизм подъема и дополнительно установленную на мост крана лебедку. В последнем случае вместо лебедки канат может быть жестко закреплен на мосту крана, и подъем груза осуществляется качающейся траверсой. Все дополнительные подъемные устройства предусматриваются и рассчитываются в ППР.