Некоторые прибрежные города

Водный транспорт издавна играл огромную роль в жизни людей. Не удивительно, что древние города, как правило, строились либо на морских побережьях, либо по берегам рек. По той же причине по мере развития мореплавания новые города возникали неподалеку от естественных и искусственных гаваней. Однако такое расположение древних городов имело и свои недостатки; из истории известно множество примеров, подтверждающих это положение. Ветер и волны вызывают эрозию некоторых участков побережий, а перенос вымытого при этом материала вдоль береговой линии (вдольбереговой перенос) приводит к заиливанию каналов и бухт со стороны моря. Меандрирование (смещение русл) рек и эрозия их берегов, как и упомянутые выше процессы, составляют предмет физической геологии. Взаимодействия сил в изучаемых ею естественных процессах настолько сложны, что их исследования продолжаются до сих пор. Разумеется, древние строители не были знакомы с этими сложными геологическими явлениями; не удивительно, что их деятельность в приморских городах иногда усугубляла ход естественных процессов.

При осаде древнего Тира в 332 г. до н. э. Александр Македонский вряд ли думал о том, к каким последствиям приведет построенная им для взятия города (в то время это был город-остров) дамба. Город пал под натиском греков, а сооруженная ими дамба сохранилась. Поток околобереговых осадков вдоль этой части западного средиземноморского побережья был нарушен и постепенно настолько «достроил» дамбу, что современный Тир — ливанский город Сур — выглядит неотъемлемой частью материка [22]. В других случаях естественные причины без какого-либо участия человека заметно изменили очертания берегов. Выше упоминалось о заиливании реки Ди; Эфесский залив в Малой Азии в I в. н. э. почти на 25 км вдавался в материк. Сейчас этот район настолько изменился, что древний порт Эфес находится на суше далеко от моря [23].

Туристам, приезжающим сегодня в Рим, трудно поверить, что Вечный Город некогда был портом, а древние суда доходили даже до огромной римской клоаки (крытый канал для стока нечистот), которая вот уже 2 тыс. лет носит название «Клоака Максима» и функционирует до сих пор. Столетиями отложения наносов Тибра поднимали дно этой реки, а следовательно, и уровень воды; ныне он почти достиг верха 3,6-метрового арочного свода Клоаки. Надежность построенных вдоль берегов дамб вызывает опасения.

Хотя в древности небольшие суда и доходили до Рима, его главными морскими воротами был знаменитый порт Остия. Теперь этот город удален от моря, но 2 тыс. лет назад он представлял собой порт в греческих традициях, с двумя волноломами, защищавшими вход в гавань. Традиционная планировка не учитывала вносимых ею нарушений естественных процессов, которые происходили в прибрежной зоне. Порт расширялся при императоре Клавдии, когда небольшая естественная гавань уже почти полностью была заилена. Площадь под волноломами составляла не менее 565 га, а длина вымощенных камнем пристаней достигала 2,4 км. Эти постройки, как и 60-метровый маяк при входе в порт, и сегодня не перестают волновать наше воображение, хотя все они погребены в песках, став жертвами неумолимых геологических процессов [24].

Римляне проводили инженерные работы и в прибрежных районах Англии. В качестве примера сошлемся на сооружения по защите низменного побережья (столь нехарактерного для восточного побережья) залива Уош, следы которых сохранились и поныне. Со времен римского владычества по примеру грандиозных работ, проводимых в Голландии, здесь отвоевано у моря почти 20 тыс. га земли. Двигаясь к северу от залива Уош вдоль побережья пролива Олдерни в Йоркшире, севернее устья реки Хамбер, мы сталкиваемся с наиболее ярким проявлением эрозии. Обрывистое 55-километровое побережье здесь образовано легко размываемой валунной глиной. Дошедшие до нас сведения об изменениях береговой линии этого района почти за двухтысячелетний период говорят о том, что со времен римлян под водой скрылось около 21,5 тыс. га земли. Кроме того, не менее 28 городов исчезло в море. «Исчезнувшие города йоркширского побережья» — таково печальное название замечательной книги, в которой подробно описаны эти примеры разрушения под влиянием геологических факторов [25]. Эрозия продолжается и в наши дни; постепенно, по мере разрушения оснований, погружаются в песок доты, построенные на побережье во время второй мировой войны [26].

Приведенные примеры свидетельствуют об исключительном разнообразии геологического строения Британских островов. Оно проявляется как в характере морских побережий Англии, Уэльса и Шотландии, так и в их влиянии на приморские города. На юго-западе Великобритании, на полуострове Корнуэлл, до сих пор бытует легенда о земле Лионесс. Согласно легенде, в этой скалистой местности некогда существовал перешеек между мысом Лендс-Энд и островами Силли с главным городом на месте теперешних Семи Камней (Seven Stones) — одиноких скал, поднимающихся из моря. Каких-либо фактов, подтверждающих предание, нет, но вместе с тем в нем можно усмотреть интересное отражение влияния геологических условий на древние поселения.

На побережье Уэльса есть замок и город Харлех. Замок, построенный королем Эдуардом I в 1286 г., имел морские ворота, что указывает на его «прибрежное» расположение. Старинные хроники также свидетельствуют о том, что неподалеку от замка, на территории современного Харлеха, некогда был оживленный порт. Прошло всего семь столетий, и теперь город и замок находятся далеко от моря. Город Морфа-Харлех, расположенный к югу от Харлеха, возник на длинной галечной отмели.

На западном побережье Шотландии, в графстве Абердин, несколько веков назад возникла песчаная коса между современными Фрейзерборо и Питерхедом. В результате в приливной зоне образовался большой узкий залив, на берегу которого был основан «королевский город» Рэттрей. По дошедшим до нас сведениям в 1720 г. под действием ветра вход в гавань был засыпан песком прибрежных дюн (еще один пример процесса, изучаемого физической геологией) и так и не был расчищен. «Королевский город» перестал существовать как порт, и это решило его судьбу — население покинуло город, и только развалины старой церкви напоминают нам о том, что некогда здесь был город [27].

Южнее Рэттрея, в графстве Файф, на старых прибрежных скалах из красного песчаника находится другой «королевский город» — Сент-Эндрюс. И здесь эрозия вершит свое черное дело. В «Докладе королевской комиссии по борьбе с береговой эрозией и планированию лесонасаждений», датированном 1911 г., но до сих пор не потерявшем своей ценности, говорится:

«Эрозия западного побережья продолжается давно. За последние годы береговая линия отступила на 6—9 м. Эрозия, угрожающая имуществу университета Сент-Эндрюс, по-видимому, ускорена работами по углублению прибрежной полосы, которые проводились муниципальными властями с целью очистки берега. По словам представителя муниципалитета, эти работы действительно способствовали увеличению эрозии берега» [28].

Приведенный пример подтверждает, что деятельность людей нередко усугубляет разрушительные геологические процессы. Еще более поразительный пример подобной «деятельности» можно найти на южном побережье Англии.

Здесь, в графстве Девоншир, на галечном берегу залива Старт, между морем и крутой скалой, некогда находилась рыбачья деревушка Холлсандс. Наличие вдольберегового переноса определяет разнообразие местной гальки, переносимой течением на большие расстояния. Известно, что берег в этих местах более ста лет находился в устойчивом состоянии. И хотя Холлсандс всего лишь маленькая деревушка, в ней проживало 126 человек, которые расселились в 37 тесно прижатых к берегу домах.

Фиг. 2.9. Поселок Бруклеид, графство Кент, Англия. Пирамидальная колокольня церкви. Св. Августина, отдельные части которой относятся к XIII в.

В 1897 г. начались работы по расширению крупной судоверфи в Девоншире, для которых потребовалось большое количество строительных материалов. Несмотря на протесты местных жителей, министерство торговли Англии дало разрешение на драгирование гальки у побережья южнее деревни Холлсандс, где было извлечено 660 тыс. т гальки. Так как уровень берега углубился на 5,7 м, сооруженная для его защиты дамба не дала никаких результатов. Морские волны, ранее гасившиеся галечным пляжем, легко перехлестывали дамбу. Часть жителей покинула деревню, но  большинство все еще оставалось в ней, когда высокий весенний прилив и мощный северовосточный ветер, обрушившиеся на Холлсандс 25—27 января 1917 г., уничтожили 24 из оставшихся 26 домов [29].

Холлсандс еще долго будет упоминаться в трудах по инженерной геологии как наглядный пример недальновидной деятельности людей.

Заслуживает упоминания еще один пример из истории южного побережья Англии, который служит постоянным напоминанием об изменениях, которые происходят в природе сами по себе. Среди столь характерных для богатой традициями Англии почетных должностей, имеющих многовековую историю, одной из самых почетных и сохранившихся до настоящего времени является должность «Губернатора пяти портов» (в оригинале слово «пяти» дано на латинском языке). Само название говорит о ее старинном происхождении.

Этими пятью портами были Гастингс, Ромни, Хит, Дувр и Сандуич, к которым позднее присоединились Уинчелсн и Рай. Сейчас Уинчелси, Рай, Ромни и Сандуич находятся далеко от моря и давно перестали быть портовыми городами. Их отрезали от моря болота Ромни площадью около 259 тыс. га. Берега болот на 98% сложены кремниевой галькой, вымытой из соседних Белых Утесов, которые обнажают знаменитые меловые пласты южной Англии. В наши дни должность «Губернатора пяти портов» — не более как историческая реликвия, столь символичная для данной главы.

В настоящее время болота Ромни представляют собой развитый сельскохозяйственный район, знаменитый своим овцеводством и новейшими атомными электростанциями, однако для тех путешественников, кому знакомо высказывание: «Зрение — дар, видение — искусство» [30], некоторые особенности поверхности земли могут многое поведать об условиях на глубине. Древняя церковь в крошечном поселке Брукленд почти в центре болот Ромни имеет, на первый взгляд, совершенно необычный вид — ее пирамидальная колокольня находится не на башне церкви, как принято, а рядом с ней на земле. Происхождение столь необычной архитектуры становится понятным, если заглянуть внутрь-церкви, где наблюдаются значительные оседания отдельных элементов здания, несущих даже относительно небольшие нагрузки. Оседания напоминают о болотистой почве, на которой предусмотрительные строители воздвигли церковь, заведомо уменьшив нагрузку на почву, отделив от церкви колокольню и поставив ее рядом. Местная торфяная почва — ее называют по-разному — отличается низкой прочностью и высоким содержанием воды, поэтому под действием нагрузки она оседает.

Фиг. 2.10. Поселок Брукленд, графство Кент, Англия. Внутренний вид церкви Св. Августина.

Заметны деформации сводов и колонн. В церкви хранятся прекраснейшие из 33 сохранившихся свинцовых купелей.