Дизайн и искусство
Дизайн и искусство. (Актуальные проблемы технической эстетики).
Что такое техническая эстетика? Когда и при каких условиях сформировалась она как научная дисциплина и каково ее место в системе общей эстетики? Раскрытию этих вопросов посвящен данный раздел. В нем рассказывается о возникновении и использовании понятий «техническая эстетика» и «дизайн» и связанных с ними понятий «эстетика труда», «эстетика производства», «художественное конструирование», «оформительское искусство». Предмет наших исследований — соотношение материальной и художественной культуры общества, проблемы развития современного искусства.
Что такое техническая эстетика? Как она стала вполне самостоятельной научной дисциплиной и какое место занимает в общей системе эстетических знаний? Этих вопросов касаются советские и зарубежные исследователи, обращаясь к структуре эстетики как науки, рассматривая ее отдельные проблемы, связанные с понятиями эстетического идеала, вкуса, эстетической ценности, определяя судьбы различных видов художественного творчества в эпоху научно-технической революции, занимаясь теорией дизайна, анализируя деятельность художников в сфере промышленного производства и закономерности развития предметной среды.
Мы расскажем о возникновении и использовании понятий «техническая эстетика» и «дизайн», а также близких к ним понятий «эстетика труда», «эстетика производства», «художественное конструирование», «декоративно-оформительское искусство», которые встречаются в эстетической литературе и художественной критике.
За последние 20 лет все мы не раз были свидетелями довольно острых дискуссий о соотношении красоты и пользы, эстетических и внехудожественных факторов, влияющих на смену форм предметной среды. В этих дискуссиях обращалось внимание на то, что «вторая природа», созданная людьми, — здания, средства связи, транспорт, бытовые вещи, визуальная информация и т. д. — не только утилитарна, функциональна по своей основе, но и непосредственно воплощает в себе состояние культуры общества, отвечает эстетическим нормам и сложившимся вкусам парода. По ним определяются эпоха, тенденции и предпочтения людей того или иного поколения, выявляются географические и этнические особенности их бытия.
Конечно, мы отмечаем сами и часто слышим о том, что промышленный прогресс приводит к неизбежной одинаковости предметной среды, особенно в новых жилых районах. Если заглянуть внутрь домов, мы увидим в них типовые квартиры с похожими гарнитурами мебели, светильниками, занавесками, примерно тем же подбором книг, телевизорами, по которым большинство людей смотрит одинаковые передачи. Процесс унификации, безусловно, является одним из следствий развития технической и экономической сторон производства, но определяется не только этим. Можно говорить об общей тенденции сближения бытовых потребностей, представлений о комфорте — начиная с приземленно утилитарных аспектов и кончая модой. Поэтому при исследовании эстетических проблем материального окружения большое место занимает изучение спроса, вкусовых предпочтений, общности и индивидуальных черт в предметной среде, влияния образа жизни и общественных идеалов на ее оценку.
Но сосредоточивать внимание только на унификации было бы неверно. Материальное окружение не нечто застывшее, оно постоянно видоизменяется в отдельных своих элементах, совершенствуется. Этот процесс происходит все быстрее и кардинальнее как раз под влиянием научно-технической революции и социальных изменений в обществе. Уникальные творения прошлого, которыми восхищаются туристы, посетители музеев, коллекционеры, создавались для узкого круга людей небольшими тиражами. Сегодняшняя повседневная жизнь наполнена вещами, изготовленными быстрее, экономичнее. Особенно это касается строительства, перешедшего на индустриальные методы. Достаточно сказать, что за послевоенные годы у нас было построено столько квадратных метров жилой площади, сколько за всю известную нам историю страны. Необычайно выросло количество городов. Так, в декабре 1926 г. в СССР насчитывалось 709 городов, а на 1 января 1983 г., но данным ЦСУ, было уже 2124 города.
Растут требования к комфорту, в повседневной жизни. Как бы ни поэтизировали, как бы высоко ни ставили люди эстетическое совершенство предметной среды прошлого (хотя многое утраченное в мастерстве исполнения, безусловно, должно быть восстановлено и возрождено), никто не откажется от современных условий жизни: освещения, отопления, новых видов транспорта и коммуникаций. Конечно, все это не простые вопросы. Они связаны с критериями потребления, с социальными и эстетическими идеалами людей.
В рамках технической эстетики делаются попытки определить, каким же образом научные открытия, технические новшества, общественные сдвиги, приводящие к демократизации жизни, более тесной зависимости людей друг от друга в масштабах города, страны, континентов, воздействуют на наше эмоциональное восприятие окружающего мира, как формируются новые отношения к пространству, к убыстрению ритма жизни; как складывается современный стиль предметной среды в условиях широкого распространения одинаковых, промышленно изготовляемых форм.
Художников, пришедших работать в сферу промышленности, обратившихся к функционально-эстетическим проблемам предметной среды, называют дизайнерами. «Дизайнер»— английское слово, означающее в буквальном переводе «проектировщик», «рисовальщик» (дизайн означает — чертеж, рисунок, проект). В 60—70-е годы термины «дизайнер» и «дизайн» стали употребимы практически во всех странах мира. Для уточнения профессии дизайнера, сложившейся в промышленно развитых странах в первой четверти нашего века, о чем подробнее будет сказано ниже, используются также понятия «индустриальный дизайнер» (художник, занятый проектированием промышленных изделий и производственной среды), «дизайнер-график» (художник, работающий в сфере полиграфии, визуальных коммуникаций, рекламы), «интерьер-дизайнер» (художник, проектирующий предметно-пространственную среду жилища, офисов, магазинов, общественных центров и т. д.). В нашей литературе более употребимы общие понятия «дизайнер», «художник-конструктор», «художник-оформитель».
Дизайн — неоднородное явление не только по объекту приложения сил художников. Он объединяет несколько типов профессиональной проектной деятельности — от конкретного конструирования новых элементов формы технически мало отличающихся друг от друга изделий (например, серии автомобилей одной и той же марки) до проектирования моды, стиля в самом широком смысле. Дизайн, — комплексный вид творчества, он тесно взаимосвязан с развитием искусства и различными типами культуры, внутри которой он распространяется как метод художественного предвидения и проектирования предметной среды в условиях НТР. Поэтому существует целый ряд трактовок сущности дизайна как профессии и художественного явления, его места среди других видов художественного творчества.
Теоретические трактовки дизайна обусловлены и различиями подходов к нему с точки зрения философии, эстетики, социологии, искусствознания, теории управления производством и т. д. Сравнительный анализ теоретических трактовок дизайна позволяет увидеть в них отражение мировоззренческих концепций, стремление утвердить в зримо воспринимаемой форме образ жизни современников. В них проявляется и общее представление о развитии различных видов художественного творчества, среди которых дизайн занимает все более заметное место.