Фреоновые холодильные агрегаты и машины
Все современные фреоновые холодильные агрегаты являются автоматическими.
Фреоновый испарительно-конденсаторный агрегат АИК (рис. 77) состоит из испарителя 10, конденсатора 11, теплообменника 2, регулирующих вентилей 7, 9, арматуры и приборов автоматики.
Испарительно-конденсаторные и другие аппаратные агрегаты фреоновых холодильных машин делают часто безрамными. Несущей частью служат корпуса испарителей и конденсаторов, к которым на специальных лапах и кронштейнах крепят вспомогательную аппаратуру и регулирующие станции.
Рис. 77. Фреоновый испарительно-конденсаторный агрегат АИК-300:
Рис. 78. Испарительно-регулирующий агрегат:
Испарительно-регулирующие агрегаты (рис. 78) фреоновых холодильных машин АИР состоят из кожухотрубного испарителя 3, ресивера 4, теплообменника 1 и регулирующей станции 2.
Для более удобной разводки трубопроводов и улучшения стока хладагента испарители в агрегатах АИР располагают сверху, а в агрегатах АИК снизу (наиболее заполненный хладагентом аппарат должен находиться внизу).
При конструировании фреоновых аппаратных агрегатов основным требованием является обеспечение беспрепятственного возврата масла из испарителя в компрессор.
Для возврата масла из кожухотрубных испарителей необходимо отбирать из них влажный пар, в капельках которого содержится растворенное масло.
Для небольших холодильных установок применяют автоматизированные компрессорно-конденсаторные агрегаты на фреоне-22 типа АК-АУ145/1, АК-АУУ190/II и АК-АУУ190/I. При необходимости работы с промежуточным хладоносителем эти агрегаты, дополненные испарительно-регулирующими агрегатами со щитами сигнализации и управления, образуют холодильные машины ХМ-АУ145/I—II и ХМ-АУУ190/I—II.
Для комбинированного получения холода и тепла применяют серийные агрегатированные тепловые насосы марок НТ-25, 40 и 80.
Комплексные фреоновые холодильные машины получили широкое распространение. Они состоят из компрессорных и аппаратных агрегатов.
Так на базе компрессорно-конденсаторных агрегатов АК-ФУ40 и АК-ФУУ80 изготавливаются холодильные машины ХМ-ФУ40 и ХМ-ФУУ80, работающие на фреоне-12.
Рис. 79. Принципиальная схема холодильной машины ХМ-ФУУ80:
На рис. 79 приведена принципиальная схема машины ХМ-ФУУ80, состоящей из компрессорно-конденсаторного агрегата АК-ФУУ80 и испарительно-регулирующего агрегата АИР-200.
Из компрессоров ФУ-175/2Д и ФУУ-350/2Д и испарительно-конденсаторных агрегатов АИК-300А и АИК-800 собирают холодильные машины, предназначенные для получения больших количеств охлажденной воды.
Для получения холода до —40° С служат холодильные машины ХМ-22ФВ100/1Д, ХМ-22ФУ200/1Д и ХМ-22ФУ400/2, выполненные на базе компрессоров 22ФВ-100/1Д, 22ФУ-200/1Д и 22ФУУ-400, работающих на фреоне-22.
Для получения холода с температурой до —80° С выпускают двухступенчатые холодильные машины ФДС-10М и ФДС-20М, также работающие на фреоне-22.
Турбокомпрессорные фреоновые холодильные машины обычно выполняют в виде двух агрегатов: компрессорного и аппаратного, расположенных на близком расстоянии друг от друга.
В состав машины (рис. 80) входит турбокомпрессорный агрегат, работающий на фреоне-12 и состоящий из компрессора 5 с электродвигателем, одноступенчатого редуктора с шевронной передачей, систем смазки и управления.
Электродвигатель турбокомпрессора — синхронный, с воздухоохладителем.
На входе в первое рабочее колесо турбокомпрессора установлены поворотные лопатки, которые регулируют холодопроизводительность машины от 100 до 30%. Поворот лопаток производится исполнительным механизмом, получающим импульс от датчика, установленного на рассольном патрубке испарителя.
Механизм поворотных лопаток состоит из 16 лопаток, выполненных заодно с валиками, вращающимися в бронзовых втулках. На валиках крепятся малые конические шестерни, которые находятся в зацеплении с общей конической шестерней и вращаются вместе с валиками и лопатками при их повороте.
Турбокомпрессор устанавливают на литой фундаментной плите, к которой опорные лапы крепятся болтами.
Для предотвращения осевого сдвига ротора турбокомпрессора служит разгрузочный поршень-думмис, полость после которого связана трубопроводом с полостью низкого давления между поворотными лопатками и первым рабочим колесом.