Страницы: 1 2

Фреоновые холодильные агрегаты и машины

Все современные фреоновые холодильные агрегаты являются автоматическими.

Фреоновый испарительно-конденсаторный агрегат АИК (рис. 77) состоит из испарителя 10, конденсатора 11, теплообменника 2, регулирующих вентилей 7, 9, арматуры и приборов автоматики.

Испарительно-конденсаторные и другие аппаратные агрегаты фреоновых холодильных машин делают часто безрамными. Несущей частью служат корпуса испарителей и конденсаторов, к которым на специальных лапах и кронштейнах крепят вспомогательную аппаратуру и регулирующие станции.

фреоновый испарительно-конденсаторный агрегат
Рис. 77. Фреоновый испарительно-конденсаторный агрегат АИК-300:
1 — щит для приборов, 2 — теплообменник, 3, 5 — соленоидные вентили, 4, 6 — фреоновые фильтры, 7, 9 — регулирующие вентили, 8 — терморегулирующий вентиль, 10 — испаритель, 11 — конденсатор
испарительно-регулирующий агрегат
Рис. 78. Испарительно-регулирующий агрегат:
1 — теплообменник, 2 — регулирующая станция, 3 — испаритель, 4 — ресивер

Испарительно-регулирующие агрегаты (рис. 78) фреоновых холодильных машин АИР состоят из кожухотрубного испарителя 3, ресивера 4, теплообменника 1 и регулирующей станции 2.

Для более удобной разводки трубопроводов и улучшения стока хладагента испарители в агрегатах АИР располагают сверху, а в агрегатах АИК снизу (наиболее заполненный хладагентом аппарат должен находиться внизу).

При конструировании фреоновых аппаратных агрегатов основным требованием является обеспечение беспрепятственного возврата масла из испарителя в компрессор.

Для возврата масла из кожухотрубных испарителей необходимо отбирать из них влажный пар, в капельках которого содержится растворенное масло.

Для небольших холодильных установок применяют автоматизированные компрессорно-конденсаторные агрегаты на фреоне-22 типа АК-АУ145/1, АК-АУУ190/II и АК-АУУ190/I. При необходимости работы с промежуточным хладоносителем эти агрегаты, дополненные испарительно-регулирующими агрегатами со щитами сигнализации и управления, образуют холодильные машины ХМ-АУ145/I—II и ХМ-АУУ190/I—II.

Для комбинированного получения холода и тепла применяют серийные агрегатированные тепловые насосы марок НТ-25, 40 и 80.

Комплексные фреоновые холодильные машины получили широкое распространение. Они состоят из компрессорных и аппаратных агрегатов.

Так на базе компрессорно-конденсаторных агрегатов АК-ФУ40 и АК-ФУУ80 изготавливаются холодильные машины ХМ-ФУ40 и ХМ-ФУУ80, работающие на фреоне-12.

принципиальная схема холодильной машины
Рис. 79. Принципиальная схема холодильной машины ХМ-ФУУ80:
1 — компрессор ФУУ 80; 2 — реле давления РД-1, 3 — электродвигатель. 4 — конденсатор КРТР-80, 5 — ресивер РЛФ-0,16, 6 —испаритель ИТР-100, 7 — теплообменник ТФ-80, 8 — терморегулирующий вентиль ТРВ-100, 9 — соленоидный вентиль СВФ-40, 10 — осушитель-фильтр ОФФ-40

На рис. 79 приведена принципиальная схема машины ХМ-ФУУ80, состоящей из компрессорно-конденсаторного агрегата АК-ФУУ80 и испарительно-регулирующего агрегата АИР-200.

Из компрессоров ФУ-175/2Д и ФУУ-350/2Д и испарительно-конденсаторных агрегатов АИК-300А и АИК-800 собирают холодильные машины, предназначенные для получения больших количеств охлажденной воды.

Для получения холода до —40° С служат холодильные машины ХМ-22ФВ100/1Д, ХМ-22ФУ200/1Д и ХМ-22ФУ400/2, выполненные на базе компрессоров 22ФВ-100/1Д, 22ФУ-200/1Д и 22ФУУ-400, работающих на фреоне-22.

Для получения холода с температурой до —80° С выпускают двухступенчатые холодильные машины ФДС-10М и ФДС-20М, также работающие на фреоне-22.

Турбокомпрессорные фреоновые холодильные машины обычно выполняют в виде двух агрегатов: компрессорного и аппаратного, расположенных на близком расстоянии друг от друга.

В состав машины (рис. 80) входит турбокомпрессорный агрегат, работающий на фреоне-12 и состоящий из компрессора 5 с электродвигателем, одноступенчатого редуктора с шевронной передачей, систем смазки и управления.

Электродвигатель турбокомпрессора — синхронный, с воздухоохладителем.

На входе в первое рабочее колесо турбокомпрессора установлены  поворотные лопатки, которые регулируют холодопроизводительность машины от 100 до 30%. Поворот лопаток производится исполнительным механизмом, получающим импульс от датчика, установленного на рассольном патрубке испарителя.

Механизм поворотных лопаток состоит из 16 лопаток, выполненных заодно с валиками, вращающимися в бронзовых втулках. На валиках крепятся малые конические шестерни, которые находятся в зацеплении с общей конической шестерней и вращаются вместе с валиками и лопатками при их повороте.

Турбокомпрессор устанавливают на литой фундаментной плите, к которой опорные лапы крепятся болтами.

Для предотвращения осевого сдвига ротора турбокомпрессора служит разгрузочный поршень-думмис, полость после которого связана трубопроводом с полостью низкого давления между поворотными лопатками и первым рабочим колесом.