Трубопроводы

Компрессоры, теплообменная аппаратура, вспомогательное оборудование холодильных установок связаны между собой соединительными трубопроводами, по которым происходит циркуляция хладагента.

На холодильных станциях помимо трубопроводов для хладагента имеются трубопроводные системы для циркуляции промежуточного хладоносителя, смазочного масла, охлаждающей воды, греющего пара и сжатого воздуха, необходимого для работы контрольно-измерительных приборов. Специфика работы каждого вида трубопровода определяет тип применяемых труб, вид креплений и соединений.

Для аммиачных и фреоновых трубопроводов диаметром более 20 мм применяют стальные бесшовные трубы: холоднотянутые, выпускаемые отрезками длиной 9 м и наружным диаметром от 20 до 50 мм, и горячекатаные, длиной 4÷12,5 м и наружным диаметром 57÷426 мм. Бесшовные трубы наиболее герметичны и выдерживают высокие давления. Для малых фреоновых машин применяют медные трубы с условным проходом 3÷20 мм. Внутренняя поверхность трубопроводов, монтируемых для систем хладагента, должна быть очищена от окалины и обезжирена.

Для циркуляции хладоносителя и воды применяют водогазопроводные и стальные сварные трубы. Водогазопроводные трубы бывают стальными и чугунными. Канализация на холодильных станциях выполняется из чугунных раструбных труб.

Для маслопроводов фреоновых установок используют также медные трубопроводы, для аммиачных — стальные.

Звенья труб собирают в трубопроводные системы следующими способами: сваркой; фланцевым соединением; соединением с отбортовкой медных труб; ниппельным соединением; раструбным соединением (для чугунных труб); свертными муфтами (для водогазопроводных труб). Трубопроводы с запорной арматурой, приборами и оборудованием соединяют фланцами или ниппелями.

Для аммиачных и фреоновых трубопроводов диаметром 20 мм и более применяют парные фланцевые соединения типа впадина-выступ, уплотняемые паронитовой прокладкой (рис. 60).

приварные фланцы
Рис. 60. Приварные фланцы: а — с впадиной, б — с выступом

ниппельное соединение
Рис. 61. Ниппельное соединение: 1 — штуцер, 2 - гайка, 3 — ниппель, 4 — прокладка

Ниппельные соединения с ввертным штуцером 1 (рис. 61) также применяют для аммиачных и фреоновых линий, соединение отбортованной трубы гайкой 1 (рис. 62)—только для фреоновых линий.

соединение отбортованных труб
Рис. 62. Соединение отбортованных труб:
1 — гайка, 2 — временная заглушка, 3 — штуцер

Для всех типов трубопроводов холодильных станций основной вид соединения — сварка труб встык.

Раструбное соединение и соединение на резьбе с муфтой применяют на водопроводных магистралях.

Для монтажа коммуникаций холодильных станций используют фасонные детали трубопроводов: тройники, отводы, переходы, муфты, крестовины, колена, патрубки.

Колена, отводы и переходы большого диаметра сваривают из отдельных сегментов, вырезанных из стального листа.

Различают следующие виды прокладки трубопроводов: открытую, подземную, в непроходных и проходных каналах.

Правильное крепление трубопроводов — важное условие их нормальной работы. Крепят трубопроводы неподвижными и подвижными опорами и подвесками.

Подвижные крепления, помимо основного назначения — передачи веса трубопроводов на строительную конструкцию, обеспечивают свободу перемещения поддерживаемой ими точки трубопровода. Неподвижные крепления фиксируют трубопровод и передают на строительные конструкции все усилия, не воспринимаемые подвижными креплениями.

Неподвижные крепления разбивают трубопровод на участки, внутри которых происходит температурная компенсация трубопровода. Эти крепления делаются прочными и устойчивыми, так как они воспринимают большие нагрузки.

Элементы крепления трубопроводов хладагента и рассола выполняются с учетом толщины теплоизоляционного слоя.

Неподвижные опоры выполняются в виде металлической подушки, приваренной к основанию. К подушке хомутом жестко притянут трубопровод. Наилучший тип подвижных опор — пружинные.

Сечения трубопроводов в различных участках системы должны обеспечивать надежную, экономичную работу аппаратов и установок.

При заниженных диаметрах трубопроводов растут скорости движения паров и жидкостей, возникает шум, возрастают потери от сопротивления труб, а следовательно, и энергозатраты. Оптимальные скорости в трубопроводах составляют в м/с:

для всасывающих аммиачных линий
для нагнетательных аммиачных  линий 
на всасывании фреоновых машин   
на нагнетании фреоновых машин
в линиях жидкого аммиака и фреона  
в рассолопроводах
в  трубопроводах  воды
10÷20
12÷25
8÷15
10÷18
0,5÷1
l÷1,5
1,5÷2

Контрольные вопросы
1. Перечислите трубы, применяемые на холодильных установках.

2. В чем преимущество сварных соединений?

3. Какие виды трубных соединений вы знаете?

4. Расскажите о ниппельном соединении труб.

5. Почему для линий хладагента применяют бесшовные трубы?

6. Какие виды креплений трубопроводов вам известны?

7. Назовите виды запорной арматуры.

8. Расскажите о принципе действия и назначении регулирующего вентиля.

9. Каковы особенности фреоновой запорной арматуры?

10. Что такое сильфонный вентиль?

11. Назовите типы запорных задвижек.

12. Перечислите типы привода шпинделя задвижек.

13. Для чего служат обратные и предохранительные клапаны?

14. Из какого материала делают прокладки и сальниковые набивки для аммиака и фреона?