Ремонт сальников и клапанов

Нарушение герметичности сальников — один из наиболее частых дефектов, возникающих в работающих компрессорах и насосах холодильных установок.

Металлические самоуплотняющиеся сальники начинают пропускать газ или жидкость из-за появления на рабочих поверхностях уплотняющих элементов задиров и рисок, износа уплотняющих элементов, разрушения части сальникового уплотнения, неравномерной выработки или повреждения штока или выступающей части вала, а также из-за плохой пригонки и сборки элементов сальника.

При ремонте сальник разбирают и выясняют причину пропуска. Небольшие риски и задиры удаляют шабером, а затем притирают обработанные поверхности. Поверхности соприкосновения металлических разрезных колец пришабривают по штоку. Притирку поверхностей сальниковых уплотнений тщательно проверяют. Уплотняющие поверхности считаются притертыми по всей площади, если они имеют равномерный матовый цвет и если следы карандаша, наложенные на поверхности, при проворачивании деталей относительно друг друга стираются. Поврежденные части сальника следует заменять.

Перед сборкой сальниковых уплотнений все детали промывают в керосине, насухо протирают и смазывают маслом. Масляные каналы прочищают и продувают сжатым воздухом.

При сборке сальников нужно следить, чтобы кольцевые пружины плотно прижимали разрезные кольца к валу. Особенно следует обращать внимание на чистоту собираемых деталей. Попадание в сальниковые уплотнения абразивных частиц приводит к задирам уплотняющих поверхностей.

Сальниковые крышки, во избежание перекоса, следует затягивать равномерно, проверяя зазор между крышкой и валом по окружности.

После ремонта и монтажа сальника его следует приработать во время опробования компрессора или насоса.

При ремонтах сальников с мягкой набивкой сначала снимают нажимную грундбуксу, а затем металлическим крючком осторожно вынимают старую набивку. После этого в сальниковую коробку укладывают новую набивку и нажимом грундбуксы раздавливают ее, создавая уплотнение. Гайки грундбуксы следует затягивать осторожно и симметрично, что позволяет избежать ее перекоса.

Клапанные пластины подвержены частым поломкам, поэтому всасывающие и нагнетательные клапаны требуют частых осмотров и ремонтов. Неплотное прилегание клапанных пластин приводит к резкому снижению производительности и повышению температуры нагнетания компрессора.

При слишком сильном натяге пружин клапан несвоевременно открывается, а при слабом — поздно закрывается. При хорошей плотности посадки клапана в гнезде на рабочих поверхностях видны следы приработки в виде ровных блестящих полос. Если на рабочей поверхности появляются риски, выбоины, след приработки становится прерывистым — клапан необходимо ремонтировать.

При небольшом износе рабочих поясков седла и клапана их притирают по плите до получения гладкой матовой поверхности. Значительные повреждения рабочих поясков можно устранить проточкой на станке с последующим шабрением и притиркой.

В тарельчатых и шпиндельных клапанах поверхности уплотнений также тщательно притирают. При обнаружении трещин, деформации, износе пластин до толщины 0,8 от первоначальной, кольцевой выработки на глубину 0,2—0,25 мм пластины клапанов меняют.

Клапанные пружины изготавливают из пружинной проволоки, навитой в холодном состоянии на специальной оправке и закаливают. После зачистки торцов пружины подвергают отпуску при температуре около 300° С, а затем сжимают 5—10 раз до соприкосновения витков. Применение неподходящих материалов для изготовления и плохая термообработка пружин часто являются причиной их плохой работы.

Собранные клапаны проверяют на герметичность, наливая керосин в каналы седла, закрытые пластиной. Клапан считается герметичным, если он в течение 5 мин не пропускает керосина.