Холодильные турбокомпрессоры
Редуктор — одноступенчатый, с шевронной зубчатой передачей и валами, расположенными в горизонтальной плоскости.
Электродвигатель компрессора имеет собственную замкнутую систему вентиляции.
Системы смазки редуктора и турбокомпрессора — независимые с собственными маслонасосами.
Система смазки компрессора — герметичная, находится под давлением фреона. Масло — турбинное 30. Для заправки и удаления фреона предусмотрена специальная ресиверная станция, состоящая из дренажного ресивера, вспомогательного компрессора с конденсатором и фреоновым фильтром-осушителем.
Аммиачные турбокомпрессоры применяют в особо крупных холодильных установках.
Рис. 32. Аммиачный турбокомпрессор
Аммиачный турбокомпрессор ТКА-735 (рис. 32) работает по холодильной схеме с двухступенчатым дросселированием и промежуточным сосудом.
Пары аммиака, испарившиеся в промежуточном сосуде за счет переохлаждения основного потока жидкости, отсасываются пятой ступенью (всего в ТКА-735 семь ступеней).
Турбокомпрессорный агрегат, состоящий из одного компрессора ТКА-735, работает в интервале температур кипения от —7 до + 2° С. При t° = —5° С, он дает 4,3 млн. ккал/ч холода.
Ротор аммиачного турбокомпрессора вращается в радиальном и радиально-упорном подшипниках.
Применение в качестве материала для колес стали с содержанием титана позволило значительно поднять окружные скорости движения, газа и создать однокорпусную машину.
Смазка — турбинным маслом 30 под давлением аммиака.
Для регулирования аммиачных Турбокомпрессоров используют пневматическую систему, позволяющую плавно изменять производительность от 100 до 70% с помощью дроссельной заслонки, установленной на всасывании. Кроме того, снижение холодопроизводительности до 50% достигается перепуском части аммиачных паров с нагнетательной стороны на всасывающую через сосуд охлаждения байпасного пара. Все электрооборудование изготовлено во взрывобезопасном исполнении.
Широкое распространение в последние годы, помимо фреоновых и аммиачных турбокомпрессоров, получили турбоагрегаты, работающие на углеводородных газах: этилене, пропане, пропилене. Такие установки чаще всего обеспечивают две-три температуры испарения.
Турбокомпрессоры устроены проще поршневых, надежнее их в работе, легче в обслуживании, имеют меньший вес на единицу холодопроизводительности. В них отсутствуют распределительные клапаны и детали, совершающие возвратно-поступательное движение, а также быстроизнашивающиеся детали.
Важное преимущество турбокомпрессоров, как и винтовых компрессоров — отсутствие контакта хладагента со смазочным маслом, позволяющее избегать замасливания аппаратуры. Они легче поддаются регулированию, быстроходны, долговечны. В процессе эксплуатации не нужно производить операций по смене поршневых колец, клапанов, сальников, гильз, расточку цилиндров, перезаливку подшипников и другие характерные для поршневых компрессоров ремонтные работы.
Но преимущества турбокомпрессоров сказываются только тогда, когда необходимо получить большие количества холода. Использование их для малых холодильных установок затруднено из-за высоких скоростей движения ротора и необходимости создания громоздких устройств для повышения числа оборотов — редукторов.