Виды взаимозаменяемости

В большинстве отраслей народного хозяйства — в автомобильной промышленности, сельскохозяйственном и транспортном машиностроении, приборостроении и др. — используется полная взаимозаменяемость, при которой все детали и узлы изделия взаимозаменяемы.

Однако такая полная взаимозаменяемость не всегда экономически целесообразна. Иногда необходимая для этого точность выпускаемых деталей и узлов приводит к резкому повышению стоимости обработки, а в некоторых случаях она вообще технически неосуществима. Тогда отказываются от взаимозаменяемости некоторых деталей, обычно корпусных, снижают требования к точности их изготовления, а требуемую точность изделия получают пригонкой или использованием компенсаторов. Такая неполная взаимозаменяемость характерна для судостроения, станкостроения и некоторых других отраслей.

Наконец, для удешевления продукции без ущерба для качества изделия иногда применяют так называемую селективную сборку. Всю массу сравнительно неточно обработанных деталей рассортировывают на группы по их действительным размерам и собирают узел из деталей одной группы. Такую взаимозаменяемость называют ограниченной. Она широко распространена в шарикоподшипниковой промышленности, при использовании резьбовых шпилек, завинчиваемых в корпусные детали с натягом, и в некоторых других случаях.