Организация и планирование строительного производства

В разделе излагаются основы организации и планирования строительства, в том числе вопросы: система строительных организаций, взаимоотношения между ними, материально-техническая база строительства, порядок комплектного снабжения строительного производства материальными ресурсами и др.

Предисловие

Структура раздела и его содержание соответствуют утвержденной Учебно-методическим управлением Минвуза СССР программе «Организация и планирование строительного производства. Управление строительной организацией (включая АСУС)» в той ее части, которая охватывает вопросы организации и планирования строительного производства.

При написании учебника авторы руководствовались решениями XXVII съезда партии, последующих Пленумов ЦК КПСС по вопросам ускорения социально-экономического развития страны и интенсификации народного хозяйства на основе научно-технического прогресса, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР по совершенствованию капитального строительства. В учебнике использованы передовой опыт строительных организаций и результаты научных исследований.

Учебник состоит из четырех разделов. Первый раздел «Основы организации строительного производства» включает следующие вопросы: понятие о системе строительных организаций, подготовка строительного производства, организация проектирования и изысканий, календарное планирование, в том числе сетевое планирование, организация поточного строительства, строительное хозяйство, а также организация изобретательской и рационализаторской работы.

Второй раздел посвящен организации материально-технического обеспечения строительного производства. Здесь рассматриваются основные положения по организации материально-технической базы строительства, организации комплексного обеспечения строительного производства конструкциями и материалами, организации парка строительных машин и транспорта.

Третий раздел содержит изложение основных вопросов планирования производства в строительной организации: производственно-экономический план (стройфинплан) строительно-монтажной организации и оперативное планирование строительного производства.

Четвертый раздел включает управление качеством строительно-монтажных работ и контроль качества, а также организацию сдачи в эксплуатацию зданий, сооружений и комплексов.

До изучения курса «Организация и планирование строительного производства» студенты получают необходимые знания в области организации отдельных технологических процессов из курса «Технология строительного производства».

Курс «Организация и планирование строительного производства» будущие инженеры-строители изучают применительно к условиям деятельности строительных трестов, строительных управлений и приравненных к ним организаций. Студенты знакомятся с основными принципами организации производства, осваивают теоретические основы и практические методы, применяемые при текущем и оперативном планировании и управлении деятельностью общестроительных генподрядных и специализированных субподрядных организаций.

Особое внимание во всех разделах курса уделяется рациональному использованию материальных и трудовых ресурсов, новым формам и методам организации производства и труда, сокращению продолжительности возведения зданий, сооружений и их комплексов, улучшению качества строительно-монтажных работ.

Знания этих вопросов окажутся необходимыми будущим инженерам с первых же дней их самостоятельной трудовой деятельности. Вот почему очень важно, чтобы преподаватели максимально использовали все формы обучения — лекции, семинары, курсовое и дипломное проектирование — для закрепления теоретических знаний, полученных студентами при изучении курса в сочетании с практическими навыками, приобретенными ими в период работы на производственной практике.

Одновременно с курсом «Организация и планирование строительного производства» изучается курс «Экономика строительства», где вопросы экономической эффективности капитальных вложений, совершенствования хозяйственного механизма, развития хозрасчета на всех уровнях управления и другие также рассматриваются применительно к конкретным производственным ситуациям.

Таким образом, знания, полученные студентами в результате изучения дисциплин производственного цикла, должны обеспечить готовность будущих инженеров к самостоятельной практической деятельности, помочь им быстрее адаптироваться к условиям производственной обстановки. В этом случае молодой специалист с первых дней самостоятельной работы сможет активно участвовать в широком внедрении новой техники и технологии в практику работы строительных организаций, оперативно и творчески решать самые сложные производственные задачи. А задачи перед капитальным строительством стоят огромные.

Главной из них является перестройка структурной и инвестиционной политики, совершенствование хозяйственного механизма, расширение масштабов технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий и производств.

Серьезные проблемы возникают в связи с ростом объемов строительно-монтажных работ в районах Сибири и Дальнего Востока. Специфические региональные условия выдвигают дополнительные требования к подготовке молодых специалистов.

Успешная реализация топливно-энергетической и продовольственной программ, химизация народного хозяйства, ускоренное развитие машиностроительных отраслей связаны с концентрацией сил и средств на этих магистральных направлениях нашей экономики. Будущим инженерам предстоит участвовать в осуществлении этих программ.

Особое значение приобретает социальная сфера. Жилищное и социально-бытовое строительство должно вестись опережающими темпами.

Необходимые меры, обеспечивающие успешное решение масштабных и сложных задач, стоящих перед строителями, предусмотрены в постановлениях партии и правительства, направленных на улучшение управления строительным комплексом страны и совершенствование хозяйственного механизма в строительстве, на развитие индустриализации строительства, совершенствование капитального строительства в целях ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве страны, улучшение организации, системы оплаты и стимулирования труда.

Каждое постановление определяет главные направления, слагающиеся в свою очередь из целого ряда больших и малых проблем, решение которых потребует от будущих инженеров-строителей прочных теоретических знаний, современного экономического мышления, умения самостоятельно ориентироваться в производственной обстановке. От степени их подготовленности во многом будет зависеть эффективность вклада молодых специалистов в коренное улучшение дел в капитальном строительстве.