Наука о вселенной

Наблюдая за небесными светилами, люди научились измерять время. Солнце, движущееся по небесному своду, стало первыми часами человека.

Звезды, Луна, Солнце служили маяками, по которым вели свои корабли и караваны путешественники далеких времен.

Долгий путь прошла наука, пока древние наивные представления о небе, как о хрустальном куполе, о солнце, ходящем вокруг земли, о небесных явлениях, как о неких божественных знаках, стали сменяться точным знанием.

Рождалась астрономия — одна из древнейших наук.

Многие народы — китайцы, египтяне, индийцы, греки, народы Средней Азии и Ближнего Востока — положили начало истории изучения небесных явлений.

Неизгладимый след в истории науки о небе оставил ученый Аль-Бируни (XI век), живший в Хорезме, в местностях, находящихся ныне в Узбекской ССР.

Ученый сумел оригинальным методом, замеряя с вершины горы угол понижения горизонта, с большой точностью определить длину окружности земного шара.

Аль-Бируни с гениальной прозорливостью настойчиво говорил о том, что Земля, возможно, вращается вокруг оси и к тому же движется вокруг Солнца. Как и великий древнегреческий ученый Аристарх (середина III века до нашей эры), Аль-Бируни может быть назван предшественником великого Коперника. Занимался астрономией и великий поэт Омар-Хай-ям (1040—1123). Он разработал систему календаря, обеспечившую большую точность.

Важные вехи в развитии астрономии — труды обсерватории, основанной в XIII веке в Азербайджане ученым Насирэддином-ат-Туси, и обсерватории, созданной в XV веке узбекским ученым Улуг-беком в Самарканде.

Насирэддин-ат-Туси прославил себя составлением знаменитых астрономических «Ильханских таблиц», а Улуг-бек — каталогом звезд, долгое время непревзойденным по своей точности. 1 018 звезд нанес на карту узбекский астроном. Им же были составлены таблицы, указывающие на многие годы вперед положение планет на небосводе.

В древних русских летописях и сказаниях часто говорится о небесных явлениях. Летописи повествуют о затмениях Солнца и Луны, о кометах, метеорах.

Наши предки хорошо знали звездное небо, умели использовать наблюдения за небесными телами для определения времени и стран света.

Многим из астрономических наблюдений, сделанных в древности русскими людьми, нельзя не поразиться. Говоря, например, о солнечном затмении 1185 года, летописцы сообщают о замеченных на Солнце огненных языках — протуберанцах! Есть в летописях и описание солнечных пятен, оно относится к 1371 году. Это еще один пример тонкой наблюдательности. Пятна на Солнце вновь были открыты через 200 лет великим итальянским ученым Галилео Галилеем.

Татаро-монгольское иго надолго приостановило на Руси развитие наук, в том числе и астрономии. В странах Западной Европы, которые грудью своей заслонил русский народ, продолжалось создание астрономии.

Но когда русский народ, освободившись от монгольского ига, быстро стал наверстывать потерянное время и вместе с другими странами Европы двигать вперед науку, он дал ученых, внесших ценнейшие открытия и в астрономию.

Особенно быстро росла наука о небе в течение двух-трех последних столетий. На помощь астрономии пришли физика и высшая математика, вооружившие ее замечательными методами исследования.

Астрономы научились с необыкновенной точностью вычислять пути небесных тел, определять вес и объем планет и звезд, измерять расстояния до дальних миров.

Вооружившись спектроскопом, астрономы смогли узнать химический состав небесных светил.

Астрономия необычайно расширила и углубила наши знания о вселенной. Эта наука способствует развитию материалистического мировоззрения. Обращенная к дальним мирам, она все больше помогает нам в решении и практических, «земных» задач.

Величаво и мерно вращающийся небосвод — это и сейчас наши часы. Отметки точного времени, пойманные приборами астрономов, радио разносит во все уголки страны. Штурманы морских и воздушных кораблей, нацеливая навигационные приборы на небесные светила и сверяясь с таблицами, составленными астрономами, определяют свое местоположение.

Теснейшим образом связана наука о небе с геодезией — наукой об измерении земной поверхности. Положение Солнца, звезд, планет помогает геодезистам прокладывать на земной поверхности воображаемые линии меридианов и параллелей.

Астрономы предсказывают магнитные бури, радисты получают от астрономов сведения, когда можно ожидать помех радиосвязи.

Наука о небе помогает и химикам. Газ гелий был открыт на Солнце раньше, чем его обнаружили на Земле.

Физики видят в пылающих звездах как бы гигантские лаборатории, в которых вещество находится при невероятно высоких температуре и давлении. Изучение небесных светил помогает ученым раскрывать тайны мельчайших частиц материи: атомных ядер, протонов, позитронов, электронов...

Глубоко понимая язык природы и мудро осмысливая ее рассказы, русские астрономы открыли многие закономерности ее развития. Наблюдения над явлениями природы служили им материалом для глубоких обобщений и умозаключений.

Много примеров такого осмысливания в трудах гения русской науки Михаила Васильевича Ломоносова (1711 — 1765).