Воздухораспределительные краны

Страницы: 1 2

Четырехходовые краны обеспечивают подачу сжатого воздуха поочередно в обе полости пневмопривода, т. е. позволяют выполнить два хода штока, каждый из которых может быть использован в качестве рабочего. Такие краны имеют широкое распространение на практике. Они называются четырехходовыми по числу ходов для распределения воздуха (входной канал, два канала для подачи воздуха в полости двигателя и один для выхода его в атмосферу). Сокращенно по ЕСКД они записываются «Распределитель 4/2».

Конструктивно такой кран (рис. 7,6) отличается от рассмотренного выше тем, что здесь штуцеры расположены под углом 90° друг к другу, а в корпусе имеется одно поперечное отверстие, сообщающееся с атмосферой. Через дополнительное вертикальное отверстие поперечное отверстие связано с канавкой а золотника (рис. 7,г).

При повороте рукоятки крана вправо сжатый воздух по канавке б и двум сквозным отверстиям в золотнике проходит через левый штуцер в полость двигателя. Одновременно сжатый воздух, находящийся в другой полости двигателя, выходит в атмосферу через канавку а золотника и правый штуцер. При повороте рукоятки влево сжатый воздух аналогичным путем подается в другую полость двигателя, а из первой полости — в атмосферу.

Управление двумя связанными по циклу работы пневмодвигателями может осуществляться шестиходовыми трехпозиционными нормализованными кранами («Распределитель 6/3») типа В71-33, которые называют кранами последовательного включения. Рукоятка такого крана имеет три фиксированных положения. Соответственно таким краном обеспечивается последовательное соединение двух рабочих полостей с магистралью сжатого воздуха (положения I и II рукоятки), а затем выпуск отработанного воздуха в атмосферу (положение III рукоятки).

Воздухораспределительный кран с ручным управлением и двумя цилиндрическими золотниками приведен на рис. 8. В корпусе 2 имеются два продольных отверстия, в которых перемещаются золотники 4 и 5. Сжатый воздух от сети по штуцеру I поступает в горизонтальное отверстие корпуса.

При нажатии на золотник 4 сжатый воздух по отверстию а попадает в полость между двумя поясками золотника, а отсюда по вертикальному отверстию б — в полость пневмодвигателя. После прекращения воздействия на золотник последний под действием пружины в отходит в исходное положение (на рисунке это соответствует положению золотника 5). Теперь отверстие а будет отключено от отверстия б пояском золотника, и подача воздуха в двигатель прекратится. В то же время это отверстие будет сообщаться с атмосферой через отверстие в левой гайке 3, благодаря чему давление в полости двигателя будет снято. Аналогично работает правый золотник 5. Здесь выходное отверстие в должно быть соединено со второй полостью пневмодвигателя воздухопроводящими отверстиями или соответствующими трубопроводами.

В свободном состоянии оба золотника находятся в исходном положении, при котором обе полости пневмодвигателя сообщаются с атмосферой. Поэтому краны такой конструкции применяются в двусторонних пневматических устройствах с самотормозящими звеньями связи, где в процессе обработки раскрепление заготовки из-за отсутствия в какой-либо полости двигателя сжатого воздуха произойти не может; для раскрепления ее необходимо подать сжатый воздух в определенную полость пневмодвигателя. Такие краны легко встраиваются в пневмоустройства, панели и блоки управления многих видов оборудования. Они надежны в эксплуатации и удобны в работе.

Для управления пневматическими устройствами, когда необходимо освободить руки оператора, служат педальные распределительные краны с цилиндрическими золотниками. Они наиболее часто применяются при слесарно-сборочных и сверлильных работах [3].