Распределение сжатого воздуха

Распределение потока сжатого воздуха в заданном направлении в пневматических устройствах производится кранами, воздухораспределителями и клапанами различной конструкции и назначения. Большая часть такой аппаратуры нормализована и серийно выпускается станкостроительной промышленностью [11].
Воздухораспределительные краны. Предназначены для впуска сжатого воздуха в полости пневматического двигателя и выпуска его в атмосферу после завершения цикла работы. На практике существует много разновидностей кранов ручного управления, отличающихся друг от друга назначением, конструкцией и присоединительными элементами. Наибольшее распространение получили краны с плоскими и цилиндрическими золотниками. В большинстве случаев они применяются в пневматической станочной оснастке и некоторых машинах.
Основные данные нормализованных кранов такого назначения приведены в литературе [11; 12]. Для пояснения принципа их работы и устройства ниже рассмотрены некоторые оригинальные конструкции кранов.
Трехходовые краны предназначаются для впуска сжатого воздуха только в одну (рабочую) полость двигателя, т. е. позволяют выполнить с помощью сжатого воздуха одно рабочее движение штока пневмодвигателя. Они применяются для управления двигателями одностороннего действия, где возврат штока в исходное положение (холостой ход) происходит без помощи сжатого воздуха.
В соответствии с ЕСКД (ГОСТ 2.781-68) трехходовые краны в сокращенных записях надо обозначать «Распределитель 3/2» — по числу линий связи (ходов) с магистралью, двигателем и атмосферой (числитель) и числу характерных позиций перемещения золотника (знаменатель). Здесь число линий связи равно трем: магистраль, одна полость двигателя и атмосфера.
Конструкция трехходового крана с плоским золотником показана на рис. 7, а. В корпусе 4 укреплены два штуцера, один из которых 9 соединяется с помощью накидной гайки с трубопроводом от сети, а с помощью штуцера 5 кран связывается с двигателем. В крышке 8 помещен плоский золотник 6, который под действием пружины 7 поджимается к нижней плоскости корпуса крана. Поворот золотника производится рукояткой 1 через ось 3; гайка 2 скрепляет ось с рукояткой.
Золотник такого крана (рис. 7, в) имеет паз а и паз б с отверстием, а также сквозное отверстие в. При среднем положении рукоятки сжатый воздух через паз б и отверстие золотника поступает в полость между золотником и крышкой крана, чем обеспечивается надежное поджатие золотника к корпусу и герметичность соединения. Если повернуть рукоятку вправо, то отверстие в золотника совместится с отверстием в корпусе крана и воздух поступит в рабочую полость двигателя. При повороте рукоятки влево паз а золотника соединит отверстие в корпусе крана с отверстием г (см. рис. 7,а), и отработанный воздух выйдет из полости двигателя в атмосферу. В любом положении рукоятки сжатый воздух попадает в полость между золотником и крышкой и поджимает золотник к корпусу во избежание утечек воздуха.
Конструкция крана отличается простотой и небольшими габаритами. Благодаря наружной резьбе на штуцере 5 он может присоединяться непосредственно к корпусу пневмодвигателя, к корпусу блока аппаратуры или монтироваться на панели управления.

Страницы: 1 2


Элементы пневмопривода