Выбор оптимального состава датчиков применительно к условиям конкретного типа судна

Страницы: 1 2

Основная цель при выборе датчиков пожарной сигнализации для судовых помещений — обеспечение максимальной пожарной безопасности судна, груза и экипажа с учетом особенностей защиты согласно требованиям Правил Регистра СССР.

Правила Регистра СССР основаны на практике эксплуатации мирового торгового и пассажирского флотов, а также крупномасштабных натурных испытаний, являются непременным условием выбора оптимального состава датчиков конкретных судов. Основные требования данных правил, введение которых обусловлено дополнениями к Конвенции „Солас-74", изложены ниже:

—       ручные извещатели должны быть распределены по жилым и служебным помещениям, постам управления. У каждого входа следует размещать один такой извещатель. Ручные пожарные извещатели должны быть легко доступными в коридорах каждой палубы, так чтобы ни одна часть коридора не находилась более, чем в 20 м от них;
—       дымовые датчики необходимо устанавливать на трапах, в коридорах и путях эвакуации. Следует также устанавливать дымовые датчики в вентиляционных каналах;
-        датчики температуры должны быть установлены во всех жилых и служебных помещениях, постах управления. Во всех спальных помещениях необходимо разместить датчики дыма, хотя это требование является спорным;
-        по усмотрению проектантов некоторые непожароопасные помещения не нуждаются в защите.

В соответствии с перечисленными требованиями при выборе состава датчиков нужно учитывать следующее:
-        назначение помещения;
-        размеры помещения и его конструктивные особенности, влияющие на условия воздухообмена и характер распределения температур в помещении;
-        степень заполнения помещения оборудованием;
-        наличие и характер взрывопожароопасных веществ и материалов;
-        величину горючей нагрузки.

Основными факторами, сопутствующими начальной фазе пожара (около 90 %), являются дым или излучения пламени. Только через определенное время (в среднем в 4 раза позднее появления дыма или пламени) температура в защищаемом помещении достигает порогового значения для датчиков температуры. Для раннего обнаружения пожара в системе пожарной сигнализации необходимо предусматривать все виды датчиков дыма, температуры и излучения пламени. Однако при этом требуется учитывать экономический фактор. При выборе оптимального состава датчиков надо учитывать, какими пожароопасными материалами, веществами и оборудованием загружается помещение.

Другой стороной проблемы выбора оптимального типа датчика является минимизация количества ложных срабатываний. Большое количество ложных сигналов подрывает доверие к системе пожарной сигнализации, а это может привести к несвоевременному обнаружению пожара на судне.

Основными причинами ложных сигналов на судне являются климатические и механические факторы, наличие нагретых тел, воздушных потоков, паров воды, пыли, действие агрессивных сред, источников излучений (естественных и искусственных) , из размещение и чувствительность.

Таким образом, выбор оптимального типа датчика предусматривает как учет особенностей возможного очага пожара, так и возможных источников ложных сигналов. Ясно, что увязка этих требований сложна и только в редких случаях можно отдать предпочтение какому-то одному типу датчиков перед другими. Поэтому в большинстве случае в каждом контролируемом помещении целесообразно использовать датчики двух типов, например, датчики температуры и дыма (или комбинированные). Датчики пламени, согласно действующим документам Конвенции „Солас-74", следует использовать только в дополнение к дымовым или температурным.