Пропитка древесины

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море ограничивает применение горючих материалов для постройки судов. Поэтому древесину, идущую на изоляцию корпуса судна и значительную часть судовой мебели, обрабатывают 12%-ным водным раствором антипирена № 13. Под действием огня такая древесина только обугливается и разрушается, но на соседние участки пламя не распространяется. При удалении источника огня обугливание прекращается через 0,5 мин.

Антипирен состоит из фосфата аммония и диаммония фосфата. Для придания древесине противогнилостных свойств в состав антипирена вводят фтористый натрий в количестве 2—3% от массы воды в растворе.

Пропитку древесины антипиреном производят несколькими способами: под давлением в автоклавах, вымачиванием в ваннах и промазкой (при обязательном соблюдении требований соответствующей инструкции).

В судостроении применяют главным образом автоклавную пропитку под давлением, как наиболее эффективную. При этом способе материал помещают в автоклав, в котором создают вакуум до 8,66·103 Па в течение 15—50 мин для удаления из древесины воздуха. Затем автоклав заполняют подогретым раствором антипирена и создают в нем избыточное давление (9—17)·105 Па в течение 10—20 ч, после чего пропитку считают законченной.

Вымачивание древесины в растворе антипирена не обеспечивает сквозной пропитки материала и длится около недели. При промазке древесины подогретый раствор антипирена проникает лишь на глубину 1—1,5 мм, что также недостаточно.

При всех способах пропитки древесина должна быть высушена так, чтобы ее влажность составляла 15—16% абсолютной влажности. Для защиты древесины от гниения ее пропитывают в течение 1—2 ч в ваннах антисептическим составом из 3%-ного водного раствора фтористого натрия (ГОСТ 2871—75), нагретым до температуры 95° С. После этой пропитки детали погружают на 1—2 ч в другую ванну с раствором, подогретым до температуры 30—40° С. Затем детали выгружают и просушивают, пока их влажность не составит 15%.

Влажность древесины, подлежащей пропитке антисептиком, должна быть не выше 18—20%. Для зашиты от разрушения морским древоточцем древесину пропитывают невымываемым антисептиком БХМ-12.

Судовую мебель и предметы оборудования для судов, эксплуатируемых длительное время в условиях тропического климата, защищают от воздействия высоких температур до 45° С и относительной влажности воздуха до 59%, а также от солнечной радиации особыми покрытиями или обрабатывают специальными составами в соответствии с техническими условиями на изделия, поставляемые в страны с тропическим климатом.