Транспортировка и хранение судовой мебели

В зависимости от расстояния между предприятием-изготовителем и местом установки судовую мебель перевозят на автомашинах либо железнодорожным транспортом на платформах в специальных контейнерах грузоподъемностью 12,5; 2, 5 и 5,0 кН. Контейнеры имеют следующие размеры, мм:

Длина 1050 2150 2150
Ширина 1325 1325 2700
Высота 1800 2300 2300

Первый способ доставки более экономичен при перевозках на расстояния до 500—600 км в крытых автомашинах, оборудованных по бортам подушками и устройствами для закрепления мебели. При больших расстояниях стоимость перевозок железнодорожным транспортом примерно в 2 раза ниже, чем автотранспортом.

Перевозка по железной дороге в контейнерах упрощает паковку мебели, позволяет механизировать погрузку и разгрузку и обеспечивает хорошую сохранность груза.

При поступлении на судостроительное предприятие проверяется состояние мебели, ее соответствие техническим условиям на поставку, так как при неправильной упаковке или по другим причинам она может оказаться поврежденной. В связи с этим упаковке мебели придается исключительное значение. Вид упаковки зависит от способа и дальности перевозки мебели, ее конструкции и вида отделки. Например, неразборную мебель при перевозке со склада комплектации на судно можно размещать на автомашинах в вертикальном положении. В месте соприкосновения изделий между собой, с бортом машины и увязочными веревками подкладывают мягкие прокладки. Разборную мебель со склада комплектации перевозят автомашинами или автолесовозами в специальных контейнерах. Эти изделия упаковывают по инструкции, составляемой БТП цеха или службой отдела главного технолога.

В ряде случаев, при перевозке на дальние расстояния экономически оправдана упаковка судовой мебели в контейнерах или крытых вагонах (независимо от разборности мебели), в ящиках из клееной фанеры низших сортов с обертыванием изделий или разборных элементов бумагой или рогожей. Между соприкасающимися поверхностями прокладывается стружка или вата. Для упаковки следует применять сухие материалы. Между полированными, а также лицевыми поверхностями пластмассовой мебели из трехслойных щитов прокладывают упаковочную бумагу и вату. (После распаковки изделий и разборки ящиков клееная фанера может быть использована предприятием для устройства навесов, укрытия оборудования или повторного изготовления упаковочной тары.)


Однако целесообразнее упаковку мебели производить в разборных ящиках рамочной конструкции. Такой ящик состоит из двух боковых рам, поддона и верхней рамки, заготавливаемых по шаблонам. Боковые рамы независимо от размера ящика имеют горизонтальные бруски, расположенные на одинаковом расстоянии от нижней плоскости поддона и строго соответствующие положению продольных брусьев железнодорожных вагонов. Они предохраняют изделия от трения о брусья и между собою при погрузке и транспортировке. Для упаковки мебель устанавливают на поддон и обертывают бумагой. В боковые рамы закладывают листы или полосы картона, надевают одновременно рамы на изделие и скрепляют поддон и верхнюю рамку стальным уголком и гвоздями. Ящик имеет с лицевой и задней сторон полозья. Это облегчает его погрузку и выгрузку при перемещении по наклонной плоскости. Наличие поддона позволяет механизировать погрузку и выгрузку изделий.

Мебель деревянная и пластмассовая из трехслойных щитов чувствительна к изменениям температуры и влажности воздуха. При длительном хранении в сыром неотапливаемом помещении на поверхностях фанерованных изделий происходит местное отклеивание шпона, у мебели из трехслойных щитов возможно отставание пластика от основы щита, лакированные поверхности тускнеют, подвижные элементы (двери и ящики) разбухают и не открываются. При чрезмерной сухости воздуха или повышении его температуры соединения деталей мебели рассыхаются и расслабляются, зазоры между подвижными частями изделий увеличиваются, плоские поверхности мебели коробятся. От прямых солнечных лучей окрашенные поверхности выцветают. Поэтому склад для хранения мебели должен оборудоваться системами отопления и вентиляции. Температура в помещении должна поддерживаться в пределах 8—20° С при относительной влажности воздуха 35—70%. Относительную влажность воздуха можно регулировать проветриванием помещения, повышением температуры воздуха, а также применением поглотителей влаги из воздуха (хлористый аммоний, негашеная известь, силикагель и др.). В южной полосе для снижения температуры воздуха на складе увлажняют пол или устанавливают противни с водой.

Для защиты разгружаемой мебели от атмосферных осадков склад должен быть оборудован эстакадой, закрытой сверху навесом. Пол склада должен быть прочным и горизонтальным.

Учитывая условия приемки, хранить упакованную мебель на складе свыше 2—5 сут нецелесообразно. Мебель с подмоченной или поврежденной тарой нужно немедленно распаковать. Тару вскрывают осторожно, пользуясь гвоздодером, клещами и молотком. По условиям пожарной безопасности порожняя тара и упаковочные материалы должны храниться вне склада в специально отведенном месте. Упакованную мебель необходимо разгружать с помощью талей и других приспособлений, исключающих возможность поломки или повреждений. При разгрузке и переноске неупакованной мебели необходимо следить за сохранностью отделки и т. п. Мебель, хранящаяся на складе, должна быть защищена от запыления бумагой или чехлами. Мягкая мебель хранится только в чехлах. При длительном хранении на складе следует осматривать изделия и удалять пыль пылесосом не менее двух раз в месяц. Пыль снимают также чистым сухим лоскутом, сукном или замшей.