Конструктивные мероприятия

Конструктивные мероприятия применяют обычно только при строительстве зданий и сооружений на просадочных грунтах со II типом грунтовых условий по просадочности, возводимых с использованием комплекса мероприятий, и назначают, как правило, по расчету конструкций зданий и сооружений на неравномерные просадки грунтов оснований. Мероприятия объединяют в три основные группы, направленные на:
а) повышение прочности и общей пространственной жесткости зданий и сооружений;
б) увеличение податливости зданий и сооружений за счет применения гибких или податливых конструкций;
в) обеспечение нормальной эксплуатации зданий и сооружений при возможных неравномерных просадках грунтов оснований.

Выбор одной из групп мероприятий или их сочетания зависит от конструктивных особенностей зданий и сооружений, а также от их технологического назначения и условий эксплуатации.

Мероприятия первой группы применяются обычно для относительно жестких зданий и сооружений. Мероприятия второй группы, связанные с увеличением податливости зданий и сооружений, применяются, как правило, для податливых и гибких зданий. Мероприятия третьей группы обычно применяются в сочетании с мероприятиями первой или второй группы для зданий и сооружений, оборудованных специальными технологическими устройствами, и направлены на обеспечение нормальной эксплуатации этих устройств при возможных неравномерных просадках грунтов в основаниях и, в случаях необходимости, на восстановление их нормального эксплуатационного положения.

Мероприятия по повышению прочности и общей пространственной жесткости зданий и сооружений включают: разрезку зданий и сооружений осадочными швами на отдельные отсеки;»устройство железобетонных поясов или армированных швов; повышение вида и степени армирования отдельных железобетонных элементов; усиление прочности стыков между отдельными элементами конструкций; устройство жестких горизонтальных диафрагм из сборных железобетонных элементов; усиление фундаментно-подвальной части зданий и сооружений путем применения монолитных или сборно-монолитных фундаментов.


Здания и сооружения в плане целесообразно проектировать простой конфигурации, при которой обеспечивается возможность их разрезки осадочными швами на отдельные достаточно жесткие и прочные отсеки прямоугольной формы в плане. Осадочные швы, как правило, должны располагаться в местах резкого изменения высоты и нагрузок на фундаменты; изменения толщины слоя просадочных грунтов и конструкции фундаментов; у поперечных стен и т. п. Расстояние между осадочными швами назначается по расчету конструкций на изгиб и ориентировочно принимается для жилых, гражданских и промышленных многоэтажных зданий равным 20—40 м, а для промышленных одноэтажных зданий — 40—80 м.

Железобетонные пояса и армированные швы устраивают с целью повышения прочности стен и увеличения общей жесткости зданий. В крупнопанельных зданиях поэтажные пояса выполняют путем выпуска и стыкования на сварке верхней арматуры панелей, расположенной в надпроемных перемычках. В крупноблочных зданиях поэтажными поясами служат поясные и перемычные блоки, соответствующим образом армируемые и соединяемые между собой путем сварки арматуры с последующим замоноличиванием стыков. В кирпичных зданиях поэтажные пояса совмещаются с надоконными и наддверными перемычками или устраиваются армированные швы над перемычками.

Мероприятия по увеличению податливости зданий и сооружений за счет применения гибких и разрезных конструкций включают: обеспечение гибкой связи между отдельными элементами конструкций; повышение площади опирания отдельных конструкций элементов; увеличение устойчивости элементов конструкций  при  повышенных  деформациях  оснований;   повышение влаго- и водонепроницаемости стыков между отдельными взаимноперемещающимися элементами конструкций.

Обеспечение нормальной эксплуатации зданий и сооружений при возможных просадках и горизонтальных перемещениях грунтов в основаниях достигается:
применением таких конструктивных решений отдельных узлов и деталей, которые позволяют в короткие сроки восстановить после неравномерных просадок нормальную эксплуатацию кранов, лифтов и т. д.

увеличением габаритов между отдельными конструкциями {например, между мостовыми кранами и элементами покрытия, размеров лифтовых шахт и т. п.), обеспечивающими восстановление нормальной эксплуатации оборудования.