Виды повреждений в заклепочных швах барабанов и способы ремонта

Дефекты в заклепочных швах барабана выявляются при проведении гидравлических испытаний перед ремонтом и при внутреннем и наружном осмотрах котла. При гидравлических испытаниях осматривают все доступные места заклепочных швов. При капитальном ремонте осматривают участки заклепочных швов в недоступных местах, сняв изоляцию, торкрет или обмуровку. Этот осмотр совмещают с проверкой металла барабанов на отсутствие коррозионных разъеданий.

Наружный осмотр швов производят до Очистки барабанов от загрязнений, так как в этом случае у кромок швов и головок заклепок легко обнаружить солевые отложения, свидетельствующие о наличии в шве дефектных участков. После очистки заклепочные швы вторично осматривают. Наиболее тщательно осматривают участки, на которых выявлены пропаривания и течи.

Состояние заклепок определяют, обстукивая их молотком массой 0,5 кг. Отскакивание головок заклепок указывает на значительное развитие процесса межкристаллитной коррозии и наличие разрушений. Дребезжащий звук свидетельствует о неплотном заполнении стержнем заклепки отверстия и отсутствии натяга. При обстукивании заклепок пользуются слуховой трубкой и проверяют соседние заклепки. Положенный на соседнюю головку палец не должен ощущать сотрясений от ударов молотка.

При осмотре обращают внимание на состояние кромок шва и проверяют расстояние от кромки до центра отверстий. Отход кромки накладки от места чеканки свидетельствует о смещении склепываемых листов. В этом случае снимают накладки, осматривают основные листы барабана и переклепывают весь шов. В местах заклепочных швов, в которых обнаружены пропаривание, течь или дефектные заклепки, при помощи лупы внимательно проверяют, нет ли трещин в накладках и основных листах. Трещины могут быть между заклепочными отверстиями и идти от них к кромкам шва.

Дефектные заклепки удаляют. Удаляют также заклепки из отверстий, возле которых обнаружены трещины. Наружную и внутреннюю поверхности листов шва, накладок, а также стенки заклепочных отверстий тщательно зачищают наждачной бумагой и протравливают реактивом, после чего рассматривают в лупу. При подозрении на наличие трещин отверстие рассверливают или райберуют на 0,5—0,8 мм и после шлифовки опять осматривают.

При признаках межкристаллитной коррозии швы проверяют по специальной программе, которая предусматривает либо магнитную порошковую дефектоскопию, либо комбинированное обследование магнитным и ультразвуковым способами. В случае комбинированного обследования проверяют шов ультразвуковым способом, а затем снимают участок накладки, выбивают несколько заклепок и определяют размер и характер повреждений магнитным способом, одновременно проверяя правильность показаний ультразвукового прибора. При обнаружении разрушений заклепочного шва барабан ремонтируют по разработанной технологии. Трещины, образовавшиеся в результате хрупких разрушений, заваривать запрещается.

В процессе осмотра заклепочных швов выявляют также зарубки на металле вокруг головок заклепок и в месте примыкания обчеканенной кромки к основному листу. Зарубки глубиной более 0,5 мм ослабляют заклепочный шов, их устраняют электродуговой наплавкой или заменяют участки шва.

После выявления дефектных швов и заклепок в зависимости от характера и размера повреждений выбирают способ ремонта заклепочных швов (табл. 8).