Виды смазочных материалов

Своевременное смазывание оборудования, правильный выбор смазочных материалов — необходимые условия обеспечения долговечности и технологической точности машин.

Смазочные материалы, применяемые на стекольных заводах, подразделяются на масла и консистентные смазки или мази.

Масла, вырабатываемые из нефти, отличаются своими физико-химическими свойствами в зависимости от марки и сорта.

Вязкость — основная характеристика масла. Различают вязкость кинематическую, динамическую и условную.

Кинематическая вязкость, или отношение динамической вязкости жидкости к ее плотности, выражается в стоксах (Ст) или сантистоксах (сСт) — сотая доля стокса.

Условная или относительная вязкость - отвлеченное число, выражающее отношение времени истечения из универсального вискозиметра (ВУ) испытываемого масла ко времени истечения такого же количества дистиллированной воды при температуре 20 ºС.

Вязкость масел изменяется в зависимости от температуры: при повышении ее она уменьшается, при понижении — увеличивается. В связи с тем что это свойство масел имеет большое практическое значение, при обозначении условной вязкости вводят специальный индекс, который характеризует  температуру масла при испытании. Вязкость более легких масел обозначают в градусах ВУ50, а более тяжелых масел - в градусах ВУ100.

Температура вспышки - это та температура, при которой пары масла, нагретого в установленных стандартом условиях, воспламеняются при поднесении к ним пламени. Чем выше температура вспышки, тем меньше вероятность образования нагаров на трущихся поверхностях и взрывоопасных смесей масляных паров с воздухом в картерах.

Температура застывания масла характеризует потерю подвижности масла при низких температурах. Этот показатель очень важен для смазки оборудования, работающего на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, так как застывшее масло не прокачивается в маслосистемах, что затрудняет запуск машин.

Коксуемость, или свойство смазочного материала образовывать нагар, должна быть минимальной, так как нагар ускоряет износ трущихся поверхностей.

В масле не должно быть воды, так как вода резко ускоряет коррозию деталей и окисление масла. Содержание механических примесей в масле должно быть минимальным в связи с тем, что они ускоряют абразивный износ трущихся деталей.

По назначению масла подразделяются на индустриальные, компрессорные, сепараторные, цилиндровые.

На стекольных заводах чаще всего применяют индустриальные масла, предназначенные для смазывания промышленного оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры, приборов, гидравлических передач, металлообрабатывающих станков и других машин и механизмов. Кроме индустриальных используют компрессорные масла, обладающие хорошими антинагарными и противокоррозионными свойствами. Рабочая температура этих масел достигает 200 ... 220°С. Обычно компрессорные масла применяются для смазывания цилиндров, клапанов, герметизации камер сжатия поршневых и ротационных компрессоров.

Преимущества масел: высокая стабильность и чистота, низкий коэффициент внутреннего трения; хорошая работоспособность при высоких температурах; возможность применения фильтров; простота смены и добавки масла; охлаждающее действие масел; возможность сбора отработанного масла для регенерации. Недостатки масел заключаются в том, что из-за их жидкой консистенции приходится применять более сложные уплотнения в оборудовании; чаще доливать смазочный материал; кроме того, они пожароопасны.

Консистентные (пластичные) смазки представляют собой минеральные масла, загущенные мылами. Обычно используют литиевые, кальциевые, натриевые, а также смешанные (натриево-кальциевые) мыла.

Характерная особенность консистентных смазок заключается в том, что они обладают свойствами как твердых, так и жидких веществ. Это обусловило их применение в узлах трения, к которым невозможно подводить масло, а также при малых скоростях и больших удельных нагрузках, в трудногерметизируемых узлах.

Консистентные смазки подразделяют на четыре группы: антифрикционные, консервационные, уплотнительные и канатные.

На стекольных заводах используют чаще других антифрикционные смазки, которые, в свою очередь, делятся на подгруппы, обозначаемые индексами: С - общего назначения при температуре до 70°С (солидолы); О - для температуры до 110°С; М - многоцелевые, работоспособны от -30 до +130°С при повышенной влажности; Ж - термостойкие (150°С и выше); Н — морозостойкие (ниже — 40°С); И — противозадирные и противоизносные; П - приборные; Д - приработочные; X - химически стойкие.

Консервационные (защитные) смазки предназначены для защиты от коррозии металлических поверхностей при хранении и эксплуатации оборудования.

Уплотнительные и канатные смазки на стекольных заводах используют ограниченно.

Основные свойства, характеризующие консистентные смазки:
пенетрация, или степень густоты смазки (консистенция), определяющая ее прокачиваемость по мазепроводам (но не смазочные свойства) и устанавливаемая по глубине погружения эталонного конуса в смазку при температуре 25°С в течение 5 с (в сотых долях сантиметра);
температура каплепадения, т. е. температура, при которой происходит падение первой капли смазочного материала, нагреваемой в определенных условиях в капсюле прибора. Чем выше температура каплепадения, тем смазочный материал более устойчив при высоких температурах;
содержание воды в виде капель не допускается, а для кальциевых смазок содержание воды не должно превышать 3 %, натриевых — не более 0,5 %.

Преимущества консистентных смазок: хорошая работоспособность при высоких давлениях, температурах и малых скоростях, а также ударных и знакопеременных нагрузках; хорошо удерживаются в корпусе подшипника, препятствуют проникновению в него пыли; экономичность, длительный срок службы.

Недостатками консистентных смазок являются: меньшая стабильность по сравнению с маслами; возможность расслоения, расплавления и вытекания; худшая работа при низких температурах; необходимость разборки и промывки механизма при смене смазочного материала.