Швартовные шпили

На современных морских судах наибольшее распространение получили электрические швартовные шпили. Встречаются швартовные шпили с гидроприводом.

Параметры отечественных электрических швартовных шпилей стандартизованы. Количество их моделей ограничено типоразмерным рядом механизмов, основные характеристики которых приведены в табл. 4.3.

Таблица 4.3. Основные характеристики швартовных шпилей
Индекс Номинальное тяговое усилие на швартовном барабане, кН Скорость выбирания нагруженного швартовного каната, м/мин Наибольший размер швартовного каната, мм Масса, кг
номинальная малая стального (диаметр) растительного (окружность) синтетического (окружность)
Ш1
Ш2
ШЗ
Ш4
Ш5
Ш6
Ш6Д
Ш7Д
5
10
20
30
50
80
80
100
15
15
15
14
14
13
13
12



6,5
6,5
6
6
6
13,5
15
19
22,5
24,5
30
30
33,5
100
125
175
200
225
300
300
350
60
75
90
110
150
175
175
200
390
570
950
1300
2210
3020
3910
5550

Различают швартовные шпили двух типов: I — однопалубные с расположением электродвигателя под палубой, над палубой и в головке шпиля (безбаллерные); II—двухпалубные с расположением электродвигателя на палубе, находящейся ниже палубы, на которой установлена головка шпиля, и на палубе, находящейся выше палубы, на которой установлена головка шпиля.

Наибольшее распространение получили безбаллерные шпили, имеющие следующие преимущества перед обычными шпилями:
меньшие габариты благодаря расположению электродвигателя и редуктора в головке шпиля;
повышенный КПД передаточного механизма вследствие применения исключительно цилиндрических зубчатых передач;
меньшие затраты при монтаже шпиля на судне, поскольку его механизм сцентрован в цеховых условиях и доводочных работ не требует;
постоянная готовность к работе вследствие того, что передаточный механизм защищен от попадания грязи, влаги и обмерзания.

Безбаллерный шпиль представлен на рис. 4.10.


Рис. 4.10. Швартовный безбаллерный шпиль типа I

Корпус 3 цилиндрического редуктора 4 служит фундаментной рамой, закрепляемой к палубе. Конец вала вертикального электродвигателя 1 обращен вниз, дисковый тормоз расположен наверху. Швартовный барабан 2 опирается на специальный стакан или погон, снабженный подшипником качения.

Одинарный двухпалубный шпиль (тип II) показан на рис. 4.11.


Рис. 4.11. Швартовный шпиль типа II

Швартовный барабан 1 закреплен на баллере 2, соединенном с редуктором 4. С редуктором соединен также электродвигатель 3. Фундаментная рама с электродвигателем и редуктором установлена в подпалубном помещении.