Швартовные шпили
На современных морских судах наибольшее распространение получили электрические швартовные шпили. Встречаются швартовные шпили с гидроприводом.
Параметры отечественных электрических швартовных шпилей стандартизованы. Количество их моделей ограничено типоразмерным рядом механизмов, основные характеристики которых приведены в табл. 4.3.
Индекс | Номинальное тяговое усилие на швартовном барабане, кН | Скорость выбирания нагруженного швартовного каната, м/мин | Наибольший размер швартовного каната, мм | Масса, кг | |||
номинальная | малая | стального (диаметр) | растительного (окружность) | синтетического (окружность) | |||
Ш1 Ш2 ШЗ Ш4 Ш5 Ш6 Ш6Д Ш7Д |
5 10 20 30 50 80 80 100 |
15 15 15 14 14 13 13 12 |
— — — 6,5 6,5 6 6 6 |
13,5 15 19 22,5 24,5 30 30 33,5 |
100 125 175 200 225 300 300 350 |
60 75 90 110 150 175 175 200 |
390 570 950 1300 2210 3020 3910 5550 |
Различают швартовные шпили двух типов: I — однопалубные с расположением электродвигателя под палубой, над палубой и в головке шпиля (безбаллерные); II—двухпалубные с расположением электродвигателя на палубе, находящейся ниже палубы, на которой установлена головка шпиля, и на палубе, находящейся выше палубы, на которой установлена головка шпиля.
Наибольшее распространение получили безбаллерные шпили, имеющие следующие преимущества перед обычными шпилями:
меньшие габариты благодаря расположению электродвигателя и редуктора в головке шпиля;
повышенный КПД передаточного механизма вследствие применения исключительно цилиндрических зубчатых передач;
меньшие затраты при монтаже шпиля на судне, поскольку его механизм сцентрован в цеховых условиях и доводочных работ не требует;
постоянная готовность к работе вследствие того, что передаточный механизм защищен от попадания грязи, влаги и обмерзания.
Безбаллерный шпиль представлен на рис. 4.10.
Рис. 4.10. Швартовный безбаллерный шпиль типа I
Корпус 3 цилиндрического редуктора 4 служит фундаментной рамой, закрепляемой к палубе. Конец вала вертикального электродвигателя 1 обращен вниз, дисковый тормоз расположен наверху. Швартовный барабан 2 опирается на специальный стакан или погон, снабженный подшипником качения.
Одинарный двухпалубный шпиль (тип II) показан на рис. 4.11.
Рис. 4.11. Швартовный шпиль типа II
Швартовный барабан 1 закреплен на баллере 2, соединенном с редуктором 4. С редуктором соединен также электродвигатель 3. Фундаментная рама с электродвигателем и редуктором установлена в подпалубном помещении.