Система пенотушения

Система пенотушения предназначена для тушения пожара путем подачи пены на горящую поверхность либо заполнением пеной защищаемого помещения. Система применяется для тушения пожаров в грузовых наливных отсеках, МО, грузовых насосных отделениях, кладовых легковоспламеняющихся материалов и веществ, малярных, закрытых грузовых палубах паромов и трейлерных судов для перевозки автотранспорта и подвижной техники с топливом в баках и др.

Систему пенотушения не допускается использовать для тушения пожаров в грузовых помещениях контейнеровозов, а также в помещениях, в которых находятся химические вещества, выделяющие кислород или другие окислители, способствующие горению, например нитрат целлюлозы; газообразные продукты или сжиженные газы с точкой кипения ниже температуры окружающей среды (бутан, пропан); химические вещества или металлы, вступающие в реакцию с водой. Не допускается использовать систему пенотушения для ликвидации пожаров находящегося под напряжением электрооборудования.

В качестве огнегасящего средства в системе пенотушения применяется воздушно-механическая пена низкой (10 : 1), средней (50 : 1 и 150 : 1) и высокой (1000 : 1) кратности. Под кратностью пенообразования понимается отношение объема полученной пены к объему исходного пенообразователя.

Химическая пена образуется при реакции растворов кислот и щелочей в присутствии специальных веществ, придающих ей клейкость. Воздушно-механическая пена получается в результате растворения пенообразующего состава в воде и смешения раствора с атмосферным воздухом. Пена в несколько раз легче воды и нефтепродуктов и поэтому плавает на их поверхности. В отличие от других огнегасительных веществ ею можно эффективно тушить горящие нефтепродукты на поверхности моря.

Пена не опасна для людей, не электропроводна, не портит грузы и нефтепродукты, не вызывает коррозии металлов. Выпущенная на очаг пожара пена изолирует его от кислорода атмосферного воздуха, и горение прекращается.

Химическую пену получают из пенопорошков в пеногенераторах. Пенопорошки хранят на судне в герметически закрытых металлических банках. Основным недостатком химического пенотушения является неподготовленность пеногенераторов к немедленному действию, так как при возникновении пожара надо вскрыть банки с порошком, что весьма трудоемко и занимает много времени. Поэтому химическое пенотушение на современных судах применяется редко. Чаще применяют воздушно-механическую пену, состоящую по объему из 90 % воздуха, 9,8 % воды и 0,2 % пенообразователя (жидкость специального состава).

В последнее время на морских судах получили большое распространение две разновидности систем воздушно-механического пенотушения, различающиеся способом смешения пенообразователя с водой и конструктивной разновидностью устройств, в которых получается пена.

На рис. 5.50 показана принципиальная схема автоматической дозирующей установки с подачей пенообразователя насосом. Дозирующие устройства предназначены для получения раствора пенообразующей смеси заданной концентрации с автоматической регулировкой.


Рис. 5.50. Принципиальная схема автоматической дозирующей установки

Пенообразователь поступает в цистерну 3 через палубную втулку 2 с палубы 1. Слив пенообразователя из цистерны производится через клапан 5, переборочный стакан и гибкий рукав 4. Пенообразователь поступает в насос 6, защищенный от повышения давления предохранительным клапаном 8, клапан 10 открывает поступление пенообразователя в дозатор 12, где он смешивается с водой, поступающей из водопожарной системы через клапан 14. Давление воды перед дозатором измеряется манометром 13. Из дозатора раствор пенообразующей смеси поступает в магистраль системы пенотушения 11. Клапан ручной регулировки 9 позволяет излишнее количество пенообразователя направить в цистерну 3 при открытом клапане 7. Концентрация раствора пенообразующей смеси автоматически регулируется клапаном 16 с приводом 15.

Устройство воздушно-пенного ствола показано на рис. 5.51. При прохождении через суживающееся сопло струя растворенного пенообразователя приобретает большую скорость, с которой она входит в дырчатый диффузор. Через отверстия диффузора подсасывается окружающий воздух, в результате чего образуется воздушная пена.


Рис. 5.51. Воздушно-пенный ствол
1 — соединительная гайка; 2 — резиновое кольцо; 3 — сопло; 4 — винт; 5 — кожух; 6 — диффузор; 7 — пенопровод

На рис. 5.52 показана схема системы пожаротушения пеной высокой кратности с цистерной пресной воды и дозирующим устройством. Система состоит из резервуара с запасом пенообразователя, стационарных пеногенераторов, разобщительной арматуры. Под давлением поступающей от насоса воды пенообразователь вытесняется по трубопроводу в магистраль к пеногенераторам. Дроссельные шайбы создают различные скоростные напоры потоков воды и пенообразователя, за счет чего обеспечивается их смешение в определенной пропорции и получение эмульсии. В пеногенераторах при смешении эмульсии с воздухом образуется пена.


Рис. 5.52. Принципиальная схема системы пожаротушения пеной высокой кратности 1 — цистерна с пресной водой; 2, 5, 6, 8, 9, 12, 16, 19 — проходные запорные клапаны; 3 — центробежный, насос; 4, 10 —  нанометры; 7 — резервуар с пенообразователем; 11 — пеногенератор; 13 — трубопровод подачи пенообразователя; 14, 18 — дроссельные шайбы; 15 — магистраль к пеногенераторам; 17 — сливной трубопровод; 20 — пожарная магистраль

Примененные в системе пеногенераторы типа ГСП обладают высокой кратностью пенообразования (свыше 70), большой подачей (свыше 1000 л/с), дальностью выброса струи пены 8 м при давлении перед генератором 0,6 МПа. Генераторы ГСП могут быть стационарными и переносными.

Переносной генератор показан на рис. 5.53.


Рис. 5.53. Переносной пеногенератор

Он состоит из распылительной головки 1 с быстросмыкаемой гайкой типа PC или РОТ, конфузора 2, корпуса 3 и выходного диффузора 4 с фланцем 5. К гайке головки присоединяется шланг, по которому к генератору подводится эмульсия. В диффузоре установлена сетка 6, обеспечивающая выпуск компактной струи пены.

Безотказность и быстродействие системы многократного пенотушения обеспечивают ее высокую эффективность при тушении нефтепродуктов. Благодаря этим качествам системы пенотушения получили широкое применение на сухогрузах и особенно на танкерах.