Система водораспыления и орошения

Распыленная вода является одним из средств борьбы с пожаром. Над очагом пожара при мелком распылении воды создается большая поверхность испарения, что повышает эффективность охлаждения и увеличивает скорость процесса испарения. При этом практически вся вода испаряется и образуется обеднённая кислородом паровоздушная прослойка, отделяющая очаг пожара от окружающего воздуха. На морских судах применяются несколько разновидностей водо-распылительных систем: спринклерная, водораспыления, орошения и водяных завес.

Спринклерная система предназначена для тушения огня распыленными струями воды в каютах, кают-компаниях, салонах и служебных помещениях на пассажирских судах. Свое название система получила от применения в ней спринклеров — распиливающих насадок с легкоплавким замком. Спринклеры при достижении в помещении соответствующей температуры автоматически раскрываются и распыляют воду в радиусе 2—3 м. Трубопроводы системы всегда заполнены водой, находящейся под невысоким давлением.

Спринклерная головка (рис. 5.44) состоит из корпуса 3, в который ввернуто кольцо 4, снабженное дужками 6. В центре диафрагмы 5 находится отверстие, по периметру которого напаян припой, образующий седло 1 стеклянного колпака 8, служащего клапаном. Клапан снизу поддерживается замком 9, части которого соединены, легкоплавким припоем, рассчитанным на температуру плавления от 343 до 453 К (от 70 до 180 С) (в зависимости от температурного режима помещения), а для жилых и служебных помещений — около 333 К (60 °С). При повышении температуры плавится припой, замок распадается и клапан 8 открывается под давлением воды, подводимой к отверстию 2. Вода, падая на розетку 7, разбрызгивается.


Рис. 5.44. Спринклерная головка

Применяются также спринклеры, выполненные в виде стеклянной колбы, заполненной легкоиспаряющейся жидкостью, которая при повышении температуры закипает и разрывает колбу давлением образующихся паров. В систему входят трубопровод, несущий спринклеры; контрольно-сигнальный клапан, открывающий доступ воде к спринклерам и сигнальным устройствам; пневмо-гидравлическая цистерна с автоматически включающимся насосом. Устройство цистерны и ее автоматика такие же, как в системе бытового водоснабжения.

Система водораспыления (рис, 5.45) применяется для тушения пожаров в МО, насосных отделениях, ангарах, гаражах.


Рис. 5.45. Система водораспыления в МО

Рис. 5.46. Водораспылитель

Она выполняется в виде трубопроводов (нижнего 10 и верхнего 5) водораспыления, используемых для тушения пожара в нижней части отсека или вверху при затоплении или аварии в МО 17. На трубопроводах установлены водораспылители — струйные б и щелевые 11. Вода в систему, защищенную предохранительным клапаном 14, подается из пожарной магистрали 1 по перепускному трубопроводу 13. Для тушения пролившегося под настил 7 топлива открывают клапаны 12, 15 и вода из щелевых распылителей 11 веерообразными струями накрывает поверхность настила второго дна 8 и междудонной цистерны 9. При тушении горящего топлива, разлившегося на поверхности затопленного МО, открывают через палубную втулку 3 на верхней палубе 2 с помощью валикового привода 16 клапан 4, вода поступает в верхние водораспылители 6, из которых конусообразными струями направляется вниз.

Одна из разновидностей водораспылителей показана на рис. 5.46. Наличие штифта в конструкции водораспылителя обеспечивает распиливание воды до состояния водяной пыли, выходящей из насадки в виде почти горизонтального веера. Диаметр выходного отверстия водораспылителя равен 3—7 мм. Напор воды при указанном типе водораспылителя составляет 0,4 МПа. На 1 м2 площади орошаемой поверхности подается 0,2—0,3 л/с воды.

Система орошения трапов и выходов предусмотрена для защиты людей при выходе из МО в случае пожара путем орошения всего пути выхода. Питание системы производится от пожарной магистрали, а также от пневмоцистерн забортной воды. Системы орошения применяются также для понижения температуры в погребах, где хранятся взрывчатые и легковоспламеняющиеся  вещества. В этом случае системы выполняются автономными.

Система водяных завес существует на пожарных катерах для прикрытия поверхностей корпуса и надстроек судна сплошными водяными завесами. Система создает с помощью щелевых водораспылителей плоские водяные завесы, позволяющие катеру приближаться к горящему судну и тушить на нем пожар из лафетных стволов. Система состоит из трубопроводов со щелевыми водораспылителями, расположенными по бортам катера. Необходимый расход воды обеспечивают пожарные насосы. Для создания водяных завес на 1 м2 защищаемой площади подается 0,2—0,3 л/с воды.