Системы вентиляции

Системы вентиляции служат для удаления избытков теплоты, влаги и вредных газов из судовых помещений путем нагнетания в них свежего наружного воздуха и удаления загрязненного. Воздух в помещениях портится и становится непригодным вследствие загрязнения его пылью и газами, чрезмерного повышения влажности, перегрева. В некоторых судовых помещениях (МО, камбузе) выделяется большое количество теплоты от установленного в них оборудования. Для вентиляции свежий воздух, как правило, забирается из атмосферы. В зависимости от принципа действия вентиляция может быть естественной и искусственной. В отдельных помещениях может применяться одновременно естественная и искусственная вентиляция, называемая смешанной.

При естественной вентиляции (рис. 5.74) воздухообмен в помещении осуществляется естественным путем вследствие разности удельных весов теплого и холодного воздуха или за счет энергии движения омывающего судно воздуха. Если дефлектор повернуть отверстием по направлению движения судна, свежий воздух вдувается в вентилируемое помещение, если против движения, то воздух из помещения вытягивается через вертикальную трубу потоком наружного воздуха, омывающего дефлектор. Эжекционная головка применяется для вытяжки загрязненного воздуха, поэтому ее устанавливают конусом по направлению движения судна. Поток наружного воздуха, проходя через этот конус, приобретает повышенную скорость, создавая разрежение в верхней зоне помещения. Вследствие этого воздух из помещения подсасывается в эжектор и увлекается проходящей через него струей воздуха в атмосферу.


Рис. 5.74. Вентиляционные устройства: а — дефлектор; б — эжекционная головка
1 — стопор; 2 — свежий воздух; 3 — труба; 4 — отверстие с сеткой; 5 — эжектор; 6 — входной конус; 7 — палуба; 8 — загрязненный воздух

Эффективность действия естественной вентиляции зависит от погоды и времени года, поэтому она не всегда может обеспечивать необходимую кратность воздухообмена. На морских транспортных судах чаще всего применяют более надежную искусственную вентиляцию помещений, с помощью которой воздух в помещения подается равномерно, а загрязненный воздух удаляется из любого помещения.

Независимо от принципа действия как естественная, так и искусственная вентиляция бывает трех типов: приточная (вдувная), вытяжная и приточно-вытяжная (комбинированная). Приточная вентиляция подает в помещение свежий воздух и создает некоторый подпор, в результате чего загрязненный воздух выходит из помещения. При вытяжной вентиляции происходит обратный процесс, так как в помещении создается разрежение. При-точно-вытяжная вентиляция представляет собой комбинацию двух первых типов и позволяет создавать усиленный обмен воздуха.

Система искусственной вентиляции состоит из вентиляторов, воздуховодов с разобщительными заслонками, приемной и воздухораспределительной арматуры. Так как вентиляторы при работе создают шум, то их не устанавливают в жилых и служебных помещениях, а в коридорах для них устраивают звукоизолирующие выгородки. Вентиляторы обычно устанавливают на амортизаторы и соединяют с воздуховодами амортизационными патрубками (манжетами). Воздуховоды круглого и прямоугольного сечения изготовляют из стальных или алюминиево-магниевых листов.

Система вентиляции может быть разделена на общесудовую (жилые и служебные помещения, камбузы, прачечные и т. п.) и вентиляцию различных помещений и постов (МО, грузовые трюмы, помещения холодильных машин и аккумуляторные, насосные отделения танкеров).

Системы вентиляции выполняют по групповому и автономному принципам. Для помещений с одинаковым характером вредных выделений (общественных помещений, бытового обслуживания, санитарно-гигиенических, вспомогательных механизмов и пр.) применяют центральные системы, т. е. по групповому принципу. Автономный принцип используют для вентиляции помещений медицинского назначения, пищеблока, провизионных кладовых, аккумуляторных, холодильных машин, мастерских и др.

Вентиляция судовых помещений обычно осуществляется по следующей схеме: подача воздуха в каюту, выход его через дверные решетки в коридор, из него через дверные решетки в санузлы и душевые, оттуда наружу (искусственная вентиляция). На рис. 5.75 приведена принципиальная схема центральной вытяжной системы общесудовой вентиляции кают и санитарных помещений. В обслуживаемые помещения воздух поступает по каналам, которые заканчиваются воздухораспределительной арматурой, обеспечивающей рассеивание потока и позволяющей изменять его направление. Одна из конструкций воздухораспределителей (пункалувров) показана на рис. 5.76.


Рис. 5.75. Схема центральной вытяжной системы общесудовой вентиляции

Рис. 5.76. Воздухораспределитель

Вентиляция МО предусматривает организованную вентиляцию всего объема. Приточную вентиляцию обычно выполняют искусственной, а вытяжную — естественной, т. е. применяют смешанную вентиляцию. На рис. 5.77 приведена схема вентиляции МО. В надстройке и кожухе дымовой трубы установлены воздухоприемные устройства, через которые электровентиляторы забирают свежий воздух, направляя его по приточным воздуховодам в рабочую зону обслуживания двигателей и котлов. Воздух в помещение поступает через направленные воздухораспределители. Загрязненный воздух естественным путем поднимается вверх и выходит наружу через вентиляционное отверстие и жалюзийную решетку в кожухе дымовой трубы. Вытяжной вентилятор забирает загрязненный воздух из-под настила МО.


Рис. 5.77. Система вентиляции МО 1 — сепараторы масла и топлива; 2 — вентиляционная заслонка; 3 — вентиляционный раструб; 4 — воздухораспределитель направленного действия; 5 — вытяжной электровентилятор; 6 — воздухоподогреватель; 7 — вспомогательный котел; 8, 25 — приточные магистрали; 9 — вытяжная магистраль; 10, 29 — приточные отростки; 11 — утилизационный котел; 12 — выпускная вентиляционная решетка; 13 — кожух дымовой трубы; 14 — вентиляционное отверстие; 15, 21 — вентиляционные выгородки; 16, 22 — воздухоприемные устройства; 17 — приемный воздуховод; 18 — вдувной вентилятор; 19 — перегородка; 20 — световой люк; 23 — водозащитная крышка; 24 — вдувной осевой электровентилятор; 26 — приточный воздуховод; 27 — полушаровый поворотный воздухораспределитель; 28 — главный распределительный электрощит; 30 — вспомогательный дизель-генератор; 31, 33 — решетчатые настилы; 32 — главный двигатель; 34 — приемный вытяжной воздуховод; 35 — двойное дно; 36 — воздухоприемная вентиляционная решетка

Вентиляция насосных отделений танкеров осуществляется для удаления легковоспламеняющихся паров нефти и нефтепродуктов, которые в определенной смеси с воздухом образуют взрывоопасные газы. На рис. 5.78 приведена принципиальная схема автономной приточно-вытяжной системы вентиляции грузового насосного отделения танкера. В таких системах, так же как и при вентиляции аккумуляторных помещений, следует применять электровентиляторы искробезопасного исполнения, все закрытия вентиляционных каналов должны выполняться таким образом, чтобы исключить возможность искрообразования.


Рис. 5.78. Схема автономной приточно-вытяжной системы вентиляции грузового насосного отделения
1 — дефлектор;
2 — грибовидная водогазонепроницаемая головка;
3 — водогазонепроницаемая крышка;
4 — выпускная вентиляционная решетка;
5, 7 — вытяжные электровентиляторы;
6 — вентиляторная;
8, 9 — отверстия для забора воздуха;
10 — грузовое насосное отделение

Приемные отверстия вытяжной вентиляции должны размещаться в нижней зоне помещения для удаления воздуха из-под настила. Выходные отверстия вытяжных воздуховодов должны отстоять не менее чем на 2 м от любого отверстия, в котором может содержаться источник воспламенения паров нефтепродуктов или газов. Вентилятор выбирают по подаче, которую определяют в зависимости от кратности воздухообмена. Рекомендуется принимать следующие кратности обмена воздуха в час, обеспечиваемого вдувной или вытяжной вентиляцией в данном помещении:

  Вдувная Вытяжная
Каюты пассажиров и экипажа
Общественные помещения (салоны, рестораны и т. п.)
Камбузы
Провизионные кладовые без охлаждения
Машинные отделения
Помещения сепараторов топлива и масла
Кладовые:
механические
электротехнические
Грузовые насосные помещения
10—15
15—20
5—10
5—10
30


15
15

10—15
40—60
10—15
35
30



35

Особенно важное значение приобретает вентиляция грузовых помещений судов с горизонтальным способом грузообработки, перевозящих колесную технику, а также производственно-технических помещений морских промысловых судов. Производительность вентиляции при погрузке-выгрузке автомобильной техники определяется расчетом исходя из условия разбавления до допустимых концентраций вредных примесей, выделяющихся при работе двигателей внутреннего сгорания.

Необходимое количество воздуха для системы вентиляции производственно-технических помещений промысловых судов определяется по тепло- и влаговыделениям в помещениях, а также по предельно допустимым нормам содержания вредных газов в воздухе с учетом основных физиологических показателей человека (потребление кислорода, выделение углекислого газа и др.). При этом учитывают количество воздуха для охлаждения двигателей и других механизмов и установок.

Искусственную вентиляцию в МО судна нужно рассчитывать с учетом средств естественной вентиляции (раструбы, кожухи дымоходов, машинные шахты и т. п.). Следует также иметь в виду, что двигатели внутреннего сгорания в значительной степени разрежают давление в помещении при всасывании воздуха в цилиндры. Расчеты тепловыделений в МО необходимо выполнять для летнего и зимнего периодов, а также режима герметизации.

Производительность вентиляции камбуза и прачечной определяется из условий поглощения теплопритоков наружным воздухом при установившейся температуре в камбузе на 281 К (8 °С) выше расчетной наружной.