Средства внутрисудовой механизации

К средствам внутри-судовой механизации относятся различные грузоподъемные механизмы МО, грузовые и пассажирские лифты, подъемники и транспортеры производственно-технологических помещений морских промысловых судов и т. п. Все перечисленные механизмы предназначены для механизации трудоемких работ при ремонте главных и вспомогательных двигателей и котельных установок, для внутрисудовой транспортировки людей и грузов, механизации технологических процессов в рыборазделочных цехах и судовых складах.

Простейшим грузоподъемным механизмом МО являются тали, которые могут быть с ручным и электрическим приводом. В зависимости от типа передачи различают ручные тали, червячные и шестеренные. Тали подвешивают к легким четырехколесным тележкам, перемещаемым по монорельсам (в виде двутавровых балок), устанавливаемым над силовыми агрегатами в МО. Тележки могут иметь ручной механизм передвижения и перемещаться вдоль монорельса. Такие тали, а также тали, выполненные за одно целое с тележками, иногда называют кошками.

Для механизации судовых работ применяют нормализованные ручные лебедки типа ЛР, основные характеристики которых приведены в табл. 4.7.

Таблица 4.7. Основные характеристики стандартных лебедок с ручным приводом типа ЛP
Индекс Грузоподъемность, кН Скорость подъема груза, м/с Диаметр каната, мм Масса, кг
ЛР160
ЛР320
ЛР500
ЛР800
1,6
3,2
5
8
0,06
0,03
0,018
0,023
4,8
6,1
7,4
8,7
23
47
53
92

Ручная лебедка (рис. 4.23) представляет собой барабан 4, закрепленный в стойках закрытого корпуса 3, в котором имеются окна для выхода грузового каната. Барабан приводится во вращение посредством безопасной рукоятки 1 через планетарный редуктор, смонтированный частично в стойке корпуса, частично в барабане лебедки. Смазка трущихся деталей осуществляется колпачковой масленкой 2.


Рис. 4.23. Ручная лебедка типа ЛР: а — общий вид; б — схема направлений каната

Безопасные рукоятки предотвращают произвольное вращение (разгон) ручных механизмов при спуске груза. У ручных лебедок рукоятка соединена непосредственно с грузоупорным тормозом, а у ручных талей с таким тормозом соединена звездочка тяговой цепи.

Грузоупорный тормоз представляет собой автоматический тормоз осевого действия, замыкаемый массой поднимаемого груза и снабженный храповым остановом. При подъеме груза замкнутый тормоз автоматически отключается храповым остановом, а при остановке рукоятки или цепной звездочки — автоматически включается и удерживает груз на весу. Груз спускается вращением рукоятки или цепной звездочки, которые либо проворачивают затянутый тормоз, либо производят непрерывное частичное размыкание трущихся поверхностей, достаточное для плавного спуска груза. Это достигается в винтовом грузоупорном тормозе, конструкция которого приведена на рис. 4.24.


Рис. 4.24. Конструкция винтового однодискового грузоупорного тормоза

Рукоятка или цепная звездочка вращает вал 1, на котором закреплен диск 2 и посажен на резьбе диск 4, являющийся шестерней зубчатой передачи к барабану. При вращении вала 1 на подъем диск 4 перемещается влево и сжимает храповик 3, который начинает вращаться, так как этому не препятствует собачка 5. При остановке вала собачка останавливает храповое колесо, и груз остается на весу. При вращении вала в сторону спуска диск передвигается вправо, размыкая тормоз; при этом груз начинает ускоренно опускаться и шестерня-диск 4, обгоняя вал, перемещается опять влево, сжимая неподвижный храповик. Подобные повторяющиеся смещения диска 4 переходят в плавное непрерывное скольжение дисков 2 и 4 по неподвижному храповику 3, и груз опускается со скоростью, отвечающей частоте вращения вала; при этом средняя угловая скорость шестерни 4 равна угловой скорости вала. Для удержания груза необходимо, чтобы тормозной момент между дисками 2, 4 и храповиком был больше крутящего момента, развиваемого массой груза на валу.

Недостатками грузоупорных тормозов являются излишняя затрата энергии при спуске, повышенный износ тормоза и медленная остановка груза. Достоинства: компактность и несложная регулировка скорости спуска.

Для обслуживания МО современных крупнотоннажных судов в последнее время начали применять мостовые краны. Управляемые дистанционно, они имеют электрические приводы на механизмах подъема, перемещения моста (вдоль ДП судна) и грузовой тележки (поперек судна). Благодаря такой конструкции мостовые краны полностью механизируют все ремонтно-монтажные работы в МО. Существующие краны типа КЭМ представляют собой типизированный ряд механизмов, основные характеристики которых приведены в табл. 4.8.

Таблица 4.8. Основные характеристики кранов типа КЭМ
Индекс Грузоподъемность, кН Наибольшая высота подъема, груза, м Скорость передвижения, м/с Мощность электро-
двигателей, кВт
Масса, кг
крана тележки
КЭМ 11
КЭМ 12
КЭМ6М
32
50
100
10
13
15
0,117
0,117
0,122
0,05
0,05
0,067
12
16
26
2800
3650
7250
Примечание. Масса кранов указана для величины пролета (расстояния между подкрановыми балками) 4м.

На рис. 4.25 представлен общий вид крана КЭМ6М.


Рис. 4.25. Мостовой кран КЭМ6М

Мост крана 14 перемещается вдоль ДП судна на катках 1, опирающихся на полки подкрановых балок 2. Вращение каткам передается от электродвигателя 9 через редуктор 8 и валы 7. Механизм подъема включает в себя электродвигатели 6 с редукторами 5 и барабан лебедки 4. Грузовой канат 3 огибает блок подвижной обоймы грузовой подвески 12. Механизм перемещения грузовой тележки 10 получает питание через кабель П. Управление всеми механизмами крана выведено на подвесной кнопочный пульт 13.

С ростом размерений судов, увеличением числа их палуб, появлением специализированных помещений на судах получили широкое распространение грузовые, камбузные и пассажирские лифты. Наиболее распространенные кинематические схемы судовых лифтов представлены на рис. 4.26. Общим для всех схем является наличие противовеса у кабины р канатоведущего барабана у лебедки. Лифт представляет собой устройство прерывного действия, предназначенное для подъема и спуска людей и грузов в кабине, которая перемещается по жестким вертикальным направляющим, установленным в шахте.


Рис. 4.26. Кинематические схемы судовых лифтов с боковым (а), нижним (б) и верхним (в) расположением лебедки
1 — противовес; 2 — направляющие; 3 — клеть; 4 — блоки; 5 — канатоведущий шкив

К средствам внутрисудовой механизации можно отнести также различные конвейеры, ящичные и элеваторные подъемники, а также подъемные платформы судов с горизонтальным способом грузообработки.