Трюмные и балластные судовые системы

Трюмные системы. Группа систем, предназначенных для удаления за борт воды, скапливающейся в отсеках и трюмах в процессе эксплуатации судна из-за неплотностей в соединениях обшивки корпуса и труб, отпотевания, в результате мытья внутренних помещений, а также для удаления за борт из помещений судна большой массы воды, поступившей при аварии, повреждении корпуса или тушении пожара. К ним относятся осушительная, водоотливная и перепускная системы.

По Правилам Регистра СССР осушительной системой должно оборудоваться любое судно, а самостоятельная водоотливная система применяется обязательно только на морских пассажирских судах. Аварийный водоотлив на малых судах (катерах, буксирах и т. п.), осуществляется осушительной системой, а на транспортных судах — с помощью балластной системы. Из МО морских судов аварийный водоотлив производится охлаждающими насосами главных двигателей, производительность которых должна быть достаточной для этого.

При проектировании трюмных систем предъявляются следующие требования:
осушительная система должна обеспечивать удаление трюмной воды из любого отсека при допустимых крене и дифференте судна;
в каждый осушаемый отсек должно быть введено не менее двух приемных отростков, расположенных на разных бортах судна;
на морских самоходных судах должно быть не менее двух осушительных насосов с независимым механическим приводом;
водяные трубопроводы, как правило, не должны проходить через балластные и топливные цистерны;
трюмные системы должны быть устроены так, чтобы исключались возможность поступления забортной воды по их трубопроводам внутрь судна, а также перетекание воды из одного отсека в другой. Для этого на трубопроводах следует устанавливать невозвратные клапаны.

Осушительная система служит для повседневного удаления воды, скапливающейся в нижних частях корпуса судна при нормальной эксплуатации. С ее помощью откачивают остатки воды, не удаленной водоотливной, балластной или пожарной системами. Осушительная система состоит из приемников, всасывающего и отливного трубопроводов с невозвратными или невозвратно-запорными клапанами. Приемники снабжены защитными сетками, предотвращающими попадание грязи в систему. Приемники устанавливаются в сборных колодцах двойного дна, в льялах и других подобных местах.

Осушительные насосы помещают в разные водонепроницаемые отсеки. Для осушения отсеков небольших объемов используют ручные поршневые насосы, эжекторы, работающие от пожарной магистрали, или перепускную систему. В осушительной системе применяют центробежные насосы с подачей 15—400 м3/ч и высотой всасывания 5—б м.

Трубопроводы изготовляют из стальных труб с внутренним защитным покрытием (оцинковкой, футеровкой). Диаметр труб зависит от размерений судна и длины осушаемого отсека.

На рис. 5.33 приведена схема автономной системы осушения носовой оконечности судна.


Рис. 5.33. Схема автономной системы осушения носовой оконечности судна

Вода, скопившаяся в шкиперской 5, через решетки сточных колодцев 4 и невозвратные клапаны 2 забирается эжектором 3. Вода из цепного ящика 1 поступает к эжектору через невозвратные клапаны.

В водоотливных системах используются переносные и стационарные погружные насосы с подачей до 630 м3/ч. Ввиду редкого ввода в действие водоотливные системы часто совмещают с балластными. При использовании для осушения и водоотлива стационарных и переносных водоструйных эжекторов рабочая вода к ним подводится от системы водяного пожаротушения. Водоотливная система должна обеспечивать удаление воды в заданное время из водонепроницаемых отсеков судна после заделки пробоин. Подача водоотливных средств определяется заданным временем водоотлива из самого большого отсека, затопленного до уровня ватерлинии при наибольшей осадке судна.

Трубопровод водоотливной системы должен иметь большой диаметр, не зависеть от трубопровода осушительной системы и должен выполняться так, чтобы через него не могло произойти затопление отсеков даже при его повреждении. Для этого клапаны на отростках, идущих в отсеки, должны быть невозвратно-запорного типа и иметь дистанционное управление с палубы переборок и с места установки. На магистральном трубопроводе должны быть предусмотрены клапаны для отключения отдельных поврежденных участков.

Водоотливная спасательная система для откачивания воды из затопленных отсеков аварийного судна показана на рис. 5.34.

От водоотливного насоса 2 спасательного судна 11 отходит стояк к палубной магистрали 8 с клинкетом 1, на которой установлены двухклапанные коробки 7. К ним присоединены бортовые трубопроводы 9, заканчивающиеся быстросмыкающимися гайками 6, с помощью которых подключаются аварийные рукава 10. Рукава перекидывают на палубу аварийного судна 12 и опускают в затопленный отсек. Вода из отсека через приемную сетку 13 забирается насосом 2 и по отливному трубопроводу 3 через невозвратный клапан 4 и кингстон 5 удаляется за борт. В качестве спасательных используют поршневые или центробежные насосы, снабженные самовсасывающим устройством.

Перепускная система применяется в помещениях (радиорубках, погребах, станциях пожаротушения и др.), которые невозможно или неудобно оборудовать осушительной системой. Она представляет собой спускные трубопроводы, по которым вода отводится в нижние отсеки, обслуживаемые осушительной системой. В этой системе отсутствуют насосы. Управление дистанционное или автоматическое с помощью перепускной или спускной арматуры. При автоматическом управлении клапаны открываются, если вода в отсеке поднимется до определенного уровня.


Рис. 5.34. Схема водоотливной спасательной системы