Крепление машин на фундаментах

Установленную и выверенную машину нужно закрепить, чтобы во время работы она не изменила своего положения. Крепление обычно производится затяжкой фундаментных болтов и, если это предусмотрено проектом, подливкой. В большинстве случаев фундаментные болты затягивают сами монтажники, а подливку производят строители под наблюдением монтажников.
Затяжка фундаментных болтов — ответственная операция, от выполнения которой зависит качество работы машины.
Какие же основные требования предъявляются к креплению машины на фундаменте?
Болты должны плотно прижимать основание машины по всей площади соприкосновения непосредственно с фундаментом, металлической рамой или другим промежуточным элементом.
Затяжка болтов должна быть настолько плотной, чтобы пластинка щупа толщиной 0,03—0,05 мм не проходила бы ни в один из стыков подкладок, а также между гайкой, шайбой и корпусом машины. Для успешного выполнения этого требования необходима определенная подготовка болтов перед их затяжкой.
Резьба болтов должна быть чистой, ровной и без забоин. Сопряжение гаек с болтами проверяется заранее, до установки машины. Бывает, что нужно поправить резьбу, а это значительно проще сделать, когда стержень болта не закрыт станиной. Необходимо обязательно обратить внимание на следующую особенность фундаментных болтов. Болты и гайки диаметром до 52 мм чаще всего нарезаются на токарных станках и окончательно калибруются плашками и метчиками. Поэтому они, как правило, взаимозаменяемы: любая гайка одинаково хорошо подходит к любому болту. Иное дело с болтами диаметром свыше 52 мм. Метчиков и плашек для резьб больших диаметров не существует, и обработку болтов ведут в следующей последовательности: сначала по калибру нарезают гайку, а затем по гайке нарезают болт. При таком способе обработки болты и гайки могут оказаться не-взаимозаменяемыми. Лучше всего перед отвинчиванием гаек произвести маркировку, чтобы потом каждую гайку навинчивать на свой болт.
Самая трудоемкая операция — затягивание гаек. Для резьбы диаметром до 52 мм используют монтажные ключи с удлиненной рукояткой. Применение обычных слесарных ключей не обеспечивает необходимого усилия затяжки.
Долгое время монтажники совершенно не имели механизмов для облегчения этой операции. Существовавшие конструкции пневматических и электрических гайковертов были очень маломощными, рассчитанными на затяжку болтов диаметром до 20 мм в заводских условиях. Иногда монтажники пытались использовать для завинчивания гаек мощные пневматические сверлильные машинки, но безуспешно. Дело в том, что конструкции роторных машинок не пригодны для сборки резьбовых соединений из-за большого реактивного момента.
Что такое реактивный момент. Всем известно, что во время работы машинка стремится повернуться в обратную сторону, и чем больше диаметр сверла, или чем тверже металл, тем больших усилий стоит удержать ее на месте. Держась за рукоятки сверлильной машинки, рабочий воспринимает этот реактивный момент. При сверлении и развертывании момент относительно невелик, и машинкой сравнительно легко управлять. Но для затягивания гайки требуется приложить значительно большие усилия, и, следовательно, возникает такой большой реактивный момент что удержать от поворота машинку невозможно.


Рациональные способы установки машин на фундамент