Крепление машин на фундаментах

Установленную и выверенную машину нужно закрепить, чтобы во время работы она не изменила своего положения. Крепление обычно производится затяжкой фундаментных болтов и, если это предусмотрено проектом, подливкой. В большинстве случаев фундаментные болты затягивают сами монтажники, а подливку производят строители под наблюдением монтажников.

Затяжка фундаментных болтов — ответственная операция, от выполнения которой зависит качество работы машины.

Какие же основные требования предъявляются к креплению машины на фундаменте?
Болты должны плотно прижимать основание машины по всей площади соприкосновения непосредственно с фундаментом, металлической рамой или другим промежуточным элементом.

Затяжка болтов должна быть настолько плотной, чтобы пластинка щупа толщиной 0,03—0,05 мм не проходила бы ни в один из стыков подкладок, а также между гайкой, шайбой и корпусом машины. Для успешного выполнения этого требования необходима определенная подготовка болтов перед их затяжкой.

Резьба болтов должна быть чистой, ровной и без забоин. Сопряжение гаек с болтами проверяется заранее, до установки машины. Бывает, что нужно поправить резьбу, а это значительно проще сделать, когда стержень болта не закрыт станиной. Необходимо обязательно обратить внимание на следующую особенность фундаментных болтов. Болты и гайки диаметром до 52 мм чаще всего нарезаются на токарных станках и окончательно калибруются плашками и метчиками. Поэтому они, как правило, взаимозаменяемы: любая гайка одинаково хорошо подходит к любому болту. Иное дело с болтами диаметром свыше 52 мм. Метчиков и плашек для резьб больших диаметров не существует, и обработку болтов ведут в следующей последовательности: сначала по калибру нарезают гайку, а затем по гайке нарезают болт. При таком способе обработки болты и гайки могут оказаться не-взаимозаменяемыми. Лучше всего перед отвинчиванием гаек произвести маркировку, чтобы потом каждую гайку навинчивать на свой болт.

Самая трудоемкая операция — затягивание гаек. Для резьбы диаметром до 52 мм используют монтажные ключи с удлиненной рукояткой. Применение обычных слесарных ключей не обеспечивает необходимого усилия затяжки.

Долгое время монтажники совершенно не имели механизмов для облегчения этой операции. Существовавшие конструкции пневматических и электрических гайковертов были очень маломощными, рассчитанными на затяжку болтов диаметром до 20 мм в заводских условиях. Иногда монтажники пытались использовать для завинчивания гаек мощные пневматические сверлильные машинки, но безуспешно. Дело в том, что конструкции роторных машинок не пригодны для сборки резьбовых соединений из-за большого реактивного момента.

Что такое реактивный момент. Всем известно, что во время работы машинка стремится повернуться в обратную сторону, и чем больше диаметр сверла, или чем тверже металл, тем больших усилий стоит удержать ее на месте. Держась за рукоятки сверлильной машинки, рабочий воспринимает этот реактивный момент. При сверлении и развертывании момент относительно невелик, и машинкой сравнительно легко управлять. Но для затягивания гайки требуется приложить значительно большие усилия, и, следовательно, возникает такой большой реактивный момент что удержать от поворота машинку невозможно.