Подготовка подкладок

Как уже говорилось, наиболее распространенным способом монтажа является монтаж на подкладках. Пакеты подкладок следует подготовить в то время, когда производится очистка опорной поверхности машины. Иногда в установочных чертежах бывает указано, в каких местах размещать подкладки. Такие сведения можно встретить в чертежах и инструкциях по монтажу турбин, турбокомпрессоров, прокатных станов и некоторых других быстроходных или тяжелых машин. Однако в большинстве случаев выбор числа и мест расположения подкладок производят сами монтажники. При этом надо соблюдать следующие правила.

Прежде всего, подкладки устанавливаются с двух сторон каждого фундаментного болта (фиг. 18). Расстояние от болта до пакета подкладок должно быть в пределах 1—2 диаметров болта. Чем дальше находится подкладка от фундаментного болта, тем труднее ее подтянуть, и, следовательно, никакой практической пользы она не принесет.


Фиг. 18. Выверка пакетов подкладок.

Далее определяется необходимая высота подкладок. Само собой разумеется, что машина, установленная на подкладках, должна занять проектное положение по высоте. Но при этом между машиной и фундаментом должно остаться пространство для подливки. Обычно высота этого свободного пространства равна 30—60 мм, но у тяжелых и крупных машин увеличивается до 100—150 мм.

И последнее, что решает монтажник — сколько подкладок положить в пакет. Нужно стараться сделать число подкладок в одном пакете возможно меньшим, во всяком случае не более 5—б штук. Чем больше пластин в пакете, тем труднее его сжать при затягивании фундаментных болтов. Неровности бетона в местах установки подкладок подрубают зубилом и зачищают металлическими щетками по уровню таким образом, чтобы подкладки на бетон ложились плотно и строго горизонтально.

Во время монтажа рекомендуется иметь заранее изготовленные подкладки. Чтобы установка и выверка машины производилась быстро, нужно иметь подкладки разных размеров и толщины. Подкладки толщиной 20 мм и более лучше всего делать чугунными, до 20 мм — стальными. Для разнообразных машин общего назначения следует иметь чугунные подкладки толщиной 60,40 и 25 мм и стальные толщиной 15, 10 и 5 мм. Размер подкладок от 100X90 мм до 300 x 250 мм.

При монтаже прокатного и другого крупного оборудования могут понадобиться подкладки размером 350 X 200 мм и толщиной 100 мм. Для окончательной установки машины по высоте пользуются регулировочными подкладками из кровельной стали, фольги латунной или медной толщиной от 0,3 до 3,0 мм. Эти подкладки можно вырезать на месте монтажа.

Исправление высоты пакетов подкладок под установленной машиной может оказаться очень трудоемким. Поэтому при монтаже прокатных станов, дробилок, мельниц и других крупных машин целесообразно заранее проверить высотные отметки выставленных пакетов подкладок с помощью нивелира. На фиг. 18 показано, как устанавливают нивелирную рейку 1 сначала на репер фундамента 2, а затем последовательно на все подкладки 3. Таким образом можно заранее выверить основание под машину с точностью до 0,5 мм на 1 м.

Опускать машину на фундамент следует осторожно. Вблизи фундамента снижение машины производят короткими толчками, по 5—10 мм, наводят ее на болты и проверяют взаимное положение болтов и отверстий. Особенно нужно следить за тем, чтобы не повредить резьбу на болтах.