Фонтаны

Родник, облицованный камнем руками первобытного человека, был первым прообразом фонтана. Укладка нескольких камней в месте выхода родника содействовала тому, что вода изливалась струйкой; это было удобно для наполнения глиняных кувшинов и деревянной посуды. Лишь через много тысячелетий такая облицовка, по мере развития человеческого общества, сохраняя утилитарное значение, приобретает элементы эстетические. Родники и колодцы обрабатываются каменными глыбами; появляются водометы, украшенные грубой скульптурой.

Пройдет еще несколько тысячелетий, и возникнут такие произведения искусства, как изящные нимфеи Древней Греции, монументальные фонтаны Рима, а позже фонтаны Версаля и Петергофа. Утилитарное значение фонтанов сохранится до конца XIX века, так как до этого времени во многих городах, наряду с колодцами, они будут служить основными источниками водоснабжения.

В Советском Союзе, где все градостроительные мероприятия проникнуты сталинской заботой о человеке, фонтаны, являющиеся не только декоративным, но и важным санитарно-гигиеническим фактором, получили широкое распространение. Они стали не только неотъемлемой частью городской площади, сада, парка, жилого квартала, но часто украшают и заводские территории.

Массовость применения фонтанов в условиях социалистического строительства повышает ответственность советских архитекторов в выборе архитектурного решения. Высокий уровень развития техники открывает широкие возможности для эффективного использования воды и света в фонтанах, сочетания художественной выразительности архитектурного образа с искусной изобретательностью в области инженерного оборудования, что позволяет создавать фонтаны, достойные служить украшением советских городов.

При разработке архитектурного образа фонтана советские архитекторы должны руководствоваться теми высокими требованиями, которые предъявляет к искусству архитектуры социалистическое общество.

Практика фонтанного строительства в буржуазных странах свелась к увлечению голым техницизмом. Фонтаны, построенные в последние годы в Нью-Йорке, Чикаго, Париже и Льеже, главным образом на международных выставках, представляют собой скорее сложные инженерные сооружения, чем произведения искусства.

Такое формалистическое трюкачество чуждо советской архитектуре.

В советском фонтанном строительстве должна найти отражение, наряду с отличным мастерством, высокая идейность, свойственная всем произведениям искусства социалистического реализма.

При решении архитектурного образа фонтана прежде всего необходимо учитывать место его установки.

Фонтаны могут быть небольшими, ограниченными определенным пространством, связанными с окружающей природой и дополняющими ее, и монументальными, входящими в ансамбль, в общий комплекс композиционного решении и непосредственно передающими архитектурный замысел планировщика.

В городских парках и скверах, в зависимости от места их расположения, рельефа и окружающего архитектурного ансамбля, могут устраиваться фонтаны разных типов.

В скверах, расположенных на открытых городских площадях перед большими общественными зданиями, или на площадях перед парками, среди зеленого партера и цветников уместен монументальный фонтан со множеством струй и обилием падающей воды.

Фонтан с широким привлечением пластики может быть центром сквера не только летом, но и зимой, когда он не работает, но сооружение все же сохраняет выразительный силуэт.

Летом архитектура фонтана, его пластика и динамика воды дополняют друг друга, и фонтан «живет» не только днем, но и в ночное время, если обеспечено подсвечивание струй.

Для достижения большей художественной выразительности работа архитектора, скульптора и инженера должна быть совместной,— тогда и гидравлические эффекты будут органически увязаны с архитектурным замыслом. Там, где пластическое и орнаментальное оформление фонтана является доминирующим, а вода играет лишь подчиненную роль, создание мощных водяных эффектов и сложной композиции водяных струй может только снизить художественную ценность сооружения. В фонтанах, не имеющих сложной архитектурной композиции и выполненных с ограниченным применением пластики, все решает вода.

В скверах, устраиваемых в замкнутых пространствах, среди домов, в курдонерах жилых и общественных зданий, на второстепенных площадях и улицах города, чаше всего планировочным центром является фонтан или цветник.

Внутриквартальные зеленые насаждения как бы оживают при устройстве даже небольшого фонтана. Более широкое применение курдонеров вместо периметральной застройки делает фонтан неотъемлемой частью жилого дома.

В таких случаях формы фонтана должны быть простыми и спокойными: это или бассейн с одной или несколькими тонкими бьющими струями или фонтан в виде чаши с медленно стекающей водой. Незначительное количество потребляемой в таких сооружениях воды не вызывает необходимости устраивать сложные в эксплуатации и дорого стоящие установки для оборота воды. Монтаж трубопровода в таких фонтанах весьма  прост, обслуживание его можно  поручить сторожу сквера.

Небольшие фонтаны с круглыми чашами, с мягким журчанием падающей воды более всего подходят к замкнутым пространствам садов и парков. Они создают среди массы зелени спокойную лирическую обстановку, способствующую отдыху уставшего от городского шума человека.

Проявляющееся в течение последних лет у некоторых архитекторов стремление создать в таких уголках мощные фонтаны с обилием шумно падающей воды, высокими вертикальными струями, со сложной композицией водяных эффектов, с обильной пластикой, сложным и дорогим инженерным оборудованием следует признать ошибочным. Такие архитектурные формы в данном случае нарушают гармонию и даже функциональное значение садов и парков.

Весьма уместны в садах пруды, бассейны, каналы; они желательны не только по эстетическим соображениям, но и по санитарно-гигиеническим и инженерным требованиям.

В южных городах такие водные поверхности увлажняют воздух и улучшают микроклимат; они способствуют дренированию территории и одновременно могут служить запасными водоемами для противопожарных целей.

На водной поверхности таких прудов и бассейнов (главным образом на юге) рекомендуется устанавливать специальные насадки, разбрызгивающие воду, особенно в тех случаях, когда происходит регулярное пополнение водоемов из городского водопровода. Такие насадки увлажняют воздух и создают приятное ощущение прохлады.

Насадки конструируются с любой степенью распыления воды — от мельчайшей пыли до крупных капель. Сердечники и спирали различных форм, помещенные внутри насадок, создают конус распыления воды в 30—90°. В ясные дни конусы распыляемой воды, отражая солнечные лучи, играют всеми цветами радуги.