Ремонт подшипниковых опор и выверка вала

Страницы: 1 2

Для осмотра верхней подшипниковой опоры снимают крышку 4 корпуса (рис. 123), после этого проверяют горизонтальность его установки. Проточка на корпусе под прокладку крышки служит базовой поверхностью для установки опоры при монтаже. Отклонение корпуса от горизонтального положения во всех направлениях не должно превышать 0,1 мм. Негоризонтальность устраняют подкладками, устанавливаемыми под корпус опоры.

Затем прикрепляют ротор к кожуху воздухоподогревателя сваркой через смотровые люки в четырех точках по окружности для обеспечения устойчивого строго вертикального положения вала после снятия верхнего подшипника. После выверки и фиксации положения ротора измеряют зазоры между роликоподшипником 5 и корпусом его опоры. Выворачивают прижимной болт 3, снимают колпачок 2 и два полукольца 1. Проверяют величину зазора между втулкой 9 и валом. Устанавливают приспособление для снятия втулки и талью или краном стягивают с вала втулку с запрессованным в ней роликоподшипником. Снимают с вала защитную гильзу 8 и войлочное уплотнение 7. При наличии следов смазки ниже войлочного уплотнения выявляют и устраняют причины. Одновременно проверяют состояние гильзы: нет ли вмятин и натиров.


Рис. 123. Верхняя подшипниковая опора регенеративного воздухоподогревателя РВВ-54М:
1 — полукольцо, 2 — колпачок, 3 — прижимной болт, 4 — крышка, 5 — роликоподшипник, 6 — опорная плита, 7 — уплотнение, 8 — гильза, 9 — втулка

Роликоподшипник очищают, промывают в бензине с добавкой 6—8% минерального масла и осматривают. Измеряют величину радиального зазора между роликами и наружным кольцом подшипника. При величине зазора, превышающей 0,3 мм, подшипник заменяют. Проверяют состояние втулки 9: нет ли натиров от проворачивания внутреннего кольца подшипника, вмятин или трещин в шпоночном пазу. Поврежденную втулку заменяют. Измеряют диаметры посадочных мест подшипника, втулки и корпуса. Особое внимание обращают на сочленение подшипника с корпусом опоры, выполненное со скользящей посадкой.

Заусенцы и царапины на посадочных местах вала, втулки и корпуса удаляют бархатным напильником, затем зачищают нулевым наждачным полотном, а коррозионные пятна на подшипнике удаляют пастой ГОИ. Проверяют состояние и размеры шпонки. Боковые ее грани должны плотно входить в гнезда вала и втулки. Изношенную шпонку заменяют. После ремонта или замены деталей тщательно очищают цапфу вала и другие детали опоры, промывают крепеж, прогоняют резьбу на нем и устанавливают новые войлочные уплотнения.

Собирают верхнюю подшипниковую опору в такой последовательности. Устанавливают на паронитовой прокладке толщиной 2 мм защитную гильзу и закрепляют ее болтами. Выдерживают очищенный и промытый роликоподшипник в масляной ванне при 80—100° С и насаживают его на втулку. Проверяют, нет ли перекоса — пластинка щупа 0,05 мм должна закусываться по всей окружности прилегания подшипника и втулки.

Втулку с подшипником насаживают на цапфу вала и измеряют зазор между подшипником и корпусом. Этот зазор должен быть не более 0,42 мм. Устанавливают стопорные кольца и колпачок, прижимают болт. Заполняют корпус опоры консистентной смазкой (солидол УС-Зт), устанавливают новую паронитовую прокладку толщиной 2 мм и закрывают корпус крышкой, закрепив ее болтами. После этого срезают стержни, крепящие ротор к корпусу, и проверяют положение вала.

Проверку вертикальности вала можно производить микрометрическим уровнем или шланговым гидроуровнем.

При проверке микрометрическим уровнем за базу принимают плоскость проточенного торца верхней цапфы вала. Положение вала регулируют перемещением верхней подшипниковой опоры при помощи регулировочных винтов; при этом болты, крепящие корпус опоры к плите, отпускают.

При проверке шланговым гидроуровнем (рис. 124, а) на одной колонне и в четырех диаметрально противоположных местах обечайки ротора (рис. 124, б) наносят по гидроуровню одинаковые отметки. Проворачивая ротор на 180°, проверяют отклонения отметок по вертикали. Отклонение верхнего конца вала от вертикали по всей высоте должно быть не более 2 мм.


Рис. 124. Проверка вертикальности вала шланговым гидроуровнем: а — вид сбоку, 6 — план; 1 и 4 — верхняя и нижняя опоры, 2— ротор, 3 — гидроуровень