Установка карнизов

В помещениях, облицованных сухой штукатуркой, устанавливают сборные гипсоволокнистые карнизы, или гипсовые карнизы, отлитые лепным способом. Гипсоволокнистые карнизы много легче гипсовых литых.

Карнизы устанавливают только тогда, когда полностью облицованы стены и потолки.

Качество установки сборных карнизов зависит от того, с какой точностью облицованы стены и потолки. Если листы штукатурки на стенах и потолках расположены по одной прямой линии, то карнизы будут также прямыми. На качество установленных карнизов влияет также расшивка швов между торцами и отдельными элементами карниза.

В том случае, когда на карнизах есть орнамент, при стыковании торцов нельзя допускать нарушения какой-либо детали орнамента.

Если торцы не обрезаны до начала работы, торцовые стороны элементов необходимо обрезать точно по угольнику на заводе.

Карнизы устанавливают в следующей последовательности. Целый элемент карниза или небольшую его часть устанавливают в угол и делают метки по стене и потолку. Метки необходимо ставить простым (не химическим) карандашом. По меткам на стенах и потолках протягивают намеленный шнур и отбивают прямые линии, необходимые для правильной установки элементов карниза. Первые элементы карниза ставят в углах, концы элементов срезают «на ус», применяя для этого стусло, т. е. ящик, в котором углы можно распиливать под определенным углом, и ножовку с мелкими зубьями. Подготовленный элемент с тыльной стороны намазывают мастикой и, приставив к намеченным линиям, сильно прижимают (припрессовывают). Вслед за угловыми элементами устанавливают промежуточные. Торцы элементов рекомендуется намазывать мастикой и разделывать. Необходимо помнить, что торцы должны примыкать друг к другу строго по прямой линии.

Установленные элементы рекомендуется дополнительно укрепить на стенах и потолках. Если конструкции гвоздимы, то крепление выполняют гвоздями или шурупами оцинкованными или предварительно покрытыми олифой и высушенными. Шляпки их надо утопить в толщу карнизов не менее чем на 2 мм. В дальнейшем места над шляпками шпаклюют и разделывают.

крепление карнизов клячами
Рис. 220. Крепление карнизов клячами

Если карнизы тяжелые, их крепят «клячами» (рис. 220), для чего в стены вбивают гвозди или костыли. В том случае, когда этого нельзя сделать (конструкции не гвоздимы), то просверливают или пробивают шлямбуром отверстия, загоняют деревянные пробки и в них забивают гвозди. К гвоздям крепят куски проволоки длиной 20—30 см (рис. 220, а). В элементах карнизов, против вбитых гвоздей прорезают сквозные отверстия диаметром до 1,5 см (рис. 220, б). С лицевой стороны карниза против отверстия, прорезают бороздки длиной 5—8 см, глубиной до 1,5 см (рис. 220, в).

После этого тыльную сторону элементов намазывают мастикой, приставляют элементы к лузгам стен и потолков так, чтобы в отверстия элементов карниза можно было пропустить концы проволоки, ранее закрепленные на гвоздях. Затем карниз ставят на место и припрессовывают. В бороздки укладывают нарезанные штыри-куски арматурной проволоки (длиной 5—8 см, толщиной 4—б мм) или гвозди с отрубленными шляпками и прикручивают их выпущенными концами проволоки. Штырь и закрученная проволока не должны выступать из карниза, для чего их углубляют на 5 мм. Штыри и проволоку покрывают (смазывают) спиртовым лаком два-три раза, шпаклюют и разделывают.

Каждый карниз крепится 2—4 гвоздями, шурупами или клячами, что в основном зависит от веса элементов карниза. Лепные карнизы (весом от 5 кг и более в пог. метре) следует крепить не менее, чем тремя клячами.

Боковые кромки примыкания карнизов к стенам и потолкам тщательно шпаклюют и разделывают.

Установка карнизов может быть облегчена, если вместо отбивания линий намеленным шнуром, по стенам раскрепить гладко выструганные правила и на них опирать элементы. После установки карниза правила снимают. Правильно установленные карнизы имеют вид как бы вытянутых по шаблону.

Различные розетки и другие архитектурные детали ставят на мастике с дополнительным креплением гвоздями, шурупами или клячами. Шляпки гвоздей и шурупов должны быть также утоплены в толщу деталей не менее чем на 2 мм.