Совершенствование транспортных средств и процесса перемещения грузов

Значительный объем всего грузооборота перевозимых грузов в народном хозяйстве падает на железнодорожный транспорт, который является в результате этого доминирующим видом транспорта в СССР.

Вследствие этого с точки зрения совершенствования транспортного процесса тенденции к изменению подвижного состава имеют большое народнохозяйственное значение. Однако за последнее десятилетие существенной модернизации подвижного состава не произошло. В зарубежной практике в связи со значительным ростом объема пакетных перевозок тарно-штучных грузов в странах Западной Европы эксплуатируются крытые вагоны со значительно расширенными дверными проемами. В отечественной практике, по существу, модернизация крытых вагонов свелась лишь к увеличению объема кузова, что, безусловно, имеет значение для механизированной погрузки-выгрузки, но не существенное. Для совершенствования транспортного процесса перемещения тарно-штучных грузов необходимы вагоны с раскрывающейся крышей и расширенными дверными проемами. При таком конструктивном изменении крытого подвижного состава и развитии пакетных перевозок мелкотарных грузов в гибких пакетообразующих средствах, имеющих подъемные петли для застропки сверху, может быть коренным образом изменена существующая технология перегрузочных работ в портах. Доказательным примером может служить опыт Одесского морского порта, внедряющего пакетные перевозки мешковых грузов в ленточных стропах типа СК-1 в полувагонах со съемным временным укрытием брезентовыми чехлами (рис. 118).

Рис. 118. Выгрузка пакетов мешковых грузов в ленточных стропах СК-1 из полувагонов

В отечественных морских портах имеется опыт использования полувагонов для отгрузки целого ряда тарно-штучных грузов. Это свидетельствует о необходимости централизованного решения вопроса создания съемных мягких укрытий для полувагонов.

Для оборудования необходимого количества открытого подвижного состава (платформ) стационарными штыковыми замками для крепления крупнотоннажных контейнеров необходимо внедрение специальных многооборотных устройств.

Независимо от возможной модернизации подвижного состава в перспективе, совершенствование транспортного процесса перемещения грузов, особенно наиболее трудоемких тарно-штучных и лесных, должно идти по пути укрупнения единиц груза. Контейнерный способ перевозки (в крупнотоннажных контейнерах) требует достаточно высоких капиталовложений, поэтому эффективность определяется достаточно большим и стабильным грузопотоком. Пакетирование же грузов является наиболее универсальным способом совершенствования транспортного процесса перемещения грузов, не требующим значительных капиталовложений. Поэтому в ближайшей перспективе пакетная система перевозок должна получить широкое развитие.

Одной из главных задач пакетирования является сохранение формы и размеров укрупненных единиц груза в процессе транспортирования и хранения неизменными при обеспечении механизации перегрузочных операций во всех звеньях транспортного процесса. Выполнение этой задачи обеспечивается конструкцией пакетообразующих средств, а также способами пакетирования грузов. С точки зрения использования пакетообразующих средств основные направления развития пакетизации грузов могут быть определены следующим образом:
в ненесущих гибких пакетообразующих средствах разового пользования (проволока, металлическая лента) можно перевозить: сортовой и листовой прокат; штрипсы; катанку; трубы катаные небольшого диаметра; цветной металл в чушках, слитках, карандашах, листах и блоках; грузы, не требующие защиты от воздействия атмосферных осадков; пиломатериалы, требующие крытого хранения;
в несущих жестких пакетообразующих средствах, к которым относятся плоские, стоечные и ящичные поддоны (многооборотные и разового пользования), можно перевозить: кирпич, шифер, асбошифер, огнеупоры прямоугольной формы, литье, горячештампованные заготовки, колеса, рессоры, мелкотарные ящики с подшипниками, автоагрегатами, электрооборудование и запчасти, аккумуляторы, карданные валы, тормозную аппаратуру, заготовки, шины, стекло и другие изделия строительной, автомобильной и автотракторной промышленности, а также продукцию химической промышленности в мелкотарных полиэтиленовых мешках с упаковкой усадочной или растяжимой пленкой;
в несущих гибких пакетообразующих средствах типа многооборотных ПС (полужесткие стропы) можно перевозить круглый длинномерный и короткомерный лес и шпалы.

В ленточных стропах и ленточных обвязках многооборотных и разового пользования можно перевозить все грузы в тканевой, бумажной и полиэтиленовой мешковой таре (продовольственные, строительные и химические грузы), а также грузы в картонных коробках.

В перспективе объем пакетных перевозок на морском транспорте составит (в %):
в промышленных пакетах.......10
в пакетах, образуемых в портах с использованием пакетообразующих средств.......20
Такое соотношение объясняется тем, что несмотря на значительную эффективность сквозных пакетных перевозок, все же останутся в большом объеме межпортовые, а также от порта до получателя пакетные перевозки грузов из-за неготовности промышленных предприятий и смежных видов транспорта.

Учитывая столь значительные объемы пакетных перевозок грузов в народном хозяйстве, потребуется производство большого количества пакетообразующих средств разового и многооборотного пользования, а также пакетоформирующих машин для формирования пакетов.

Наибольшая эффективность достигается при внедрении сквозных пакетных перевозок различными видами транспорта непосредственно от грузоотправителя. Для дальнейшего совершенствования транспортного процесса путем внедрения пакетной системы перевозки грузов в СК-1 необходима возвратная система обращения, основанная на равноценном обмене. Такая система требует организации централизованного производства ленточных стропов СК-1 в различных отраслях промышленности с целью обеспечения всех участвующих в транспортном процессе организаций и предприятий однотипными пакетообразующими средствами.

Использование ленточных обвязок разового пользования свидетельствует о значительной эффективности внедрения пакетной системы перевозки, основанной на использовании их как пакетообразующих средств. Эти преимущества вытекают из следующих особенностей ленточных обвязок:
простота конструкции, состоящей из отдельных концевых ветвей, соединяемых между собой в процессе формирования пакетов;
простота схемы увязки пакетов как при рядной укладке, так и при увязке грузов, предварительно уложенных на плоские или гребенчатые поддоны;
отсутствие необходимости в изготовлении как изделия в сборе; доступность использования любым грузоотправителем; низкие первоначальные затраты, определяемые отпускной стоимостью лент, а также колец, изготовление которых возможно на любом промышленном предприятии или в механических мастерских.

Безусловно, наибольшая эффективность будет достигнута при внедрении сквозной системы пакетных перевозок в ленточных обвязках. Но даже при организации перевозок с пакетированием экспортно-импортных грузов в портах затраты на пакетообразующие средства будут меньше, чем на поддоны, а сфера использования возможных способов увязки пакетов очень обширна.

Изменение способов перевозки грузов (не только за счет укрупнения) играет существенную роль в совершенствовании транспортного процесса. В зарубежной практике в последнее десятилетие очень интенсивно стал внедряться способ перевозки навалом древесной щепы вместо балансов и перегрузка ее в портах пневмотранспортными установками высокого давления. Отечественный опыт перегрузки щепы такими установками в Восточном Порту свидетельствует о целесообразности перехода на такой способ перевозки в перспективе. Однако до перехода повсеместно на перевозку в виде щепы перевозка балансов длиной 1; 1,22 и 2 м должна осуществляться в пакетах, обвязанных полужесткими стропами типа ПС.

Совершенствование процессов перемещения грузов во время перегрузки в портах должно идти по пути укрупнения транспортных единиц.

Контейнерная система перемещения грузов (в крупнотоннажных контейнерах) уже в самой основе решает эту задачу.

Для непакетируемых грузов (рулоны бумаги, кипы, грузы в бочковой и ящичной таре) целесообразно использование автогрузовозов, получивших достаточно широкое распространение в зарубежной практике и имеющих большую грузоподъемность и скорость в сравнении с напольными погрузчиками общего назначения, а также в сравнении с автотранспортом.

Для пакетируемых грузов независимо от пакетообразующих средств целесообразно использование трейлеров для внутрипортового перемещения. Такие транспортные средства позволят в значительной степени укрупнять грузы при перевозке.