От водяного колеса — к первой водяной турбине

Но надо отдать должное воле к техническому творчеству передовых деятелей русской техники. Вопреки всем препятствиям, героически преодолевая их, они даже в крайне тесных рамках крепостнического строя продолжали творить, обогащая отечественную технику новыми выдающимися открытиями и изобретениями. И в первых рядах этих борцов за прогресс в технике всегда шли русские гидротехники.

Громадное влияние на развитие творческой мысли гидротехников, как и всех передовых деятелей техники прошлого, оказывали труды прогрессивных представителей русской науки.


Классики марксизма отводят большое место роли науки в развитии гидротехники. Известное положение К. Маркса говорит: «Почти все великие математики, начиная с середины XVII столетия, поскольку они занимаются практической механикой и подводят под нее теоретическую основу, исходят из простой водяной мельницы для зерна», В подтверждение этого вывода Маркс приводит следующие соображения: «в мельнице с самого начала, с тех пор как была создана водяная мельница, имелись все существенные элементы организма машины. Механическая движущая сила. Первичный двигатель, который она приводит в действие; передаточный механизм; и, наконец, рабочая машина, захватывающая материал; все эти элементы существуют независимо друг от друга. На основе мельницы было создано учение о трении, а вместе с тем были проведены исследования о математических формах зубчатой передачи, зубьев и т. д. На ее же основе впервые., было разработано учение об измерении: величины движущей силы, о лучших способах ее применения и т. д.»*
Над учеными, о которых говорит Маркс, возвысилась в XVIII в. фигура великого корифея русской науки М. В. Ломоносова — гениального физика и химика, математика и механика, геолога и металлурга, философа и историка, которого А. С. Пушкин называл «первым нашим университетом» и который — «все испытал и все проник». М. В. Ломоносов сделал громадный теоретический вклад в гидротехнику. Изучая условия работы гидротехнических сооружений и стремясь изыскать способы улучшения их, он исходил из водяной мельницы. Об этом говорит запись М. В. Ломоносова, относящаяся к 1754 г.: «Деланы опыты при мельнице в деревне, как текущая вода по наклонению течение свое ускоряет и какою силою бьет»
М. В. Ломоносов первый широко применил гидросиловые установки в стекольной промышленности,— на известной Усть-Рудицкой фабрике, где находились водяная мельница и ряжевая плотина.

Создав первый русский учебник горнозаводского дела — «Первые основания металлургии или рудных дел»,— великий ученый уделил в нем большое внимание гидротехнике,— привел много описаний и чертежей гидросиловых горных и металлургических установок. Так, им подробно описано применение водяных колес для подъема руды из шахт. М. В. Ломоносов писал:
«Из самых глубоких ям подымают руду и камни особливыми большими машинами, которыя движутся лошадьми или водою... Водою движимая машина состоит из колеса АВ с ящиками (отсеками А.А.), в которые вода из жолобов С и D вливаясь, колесо вертит (фиг. 3).


Фиг. 3. Рудоподъемное устройство с водяным двигателем XVIII в.

Перья (т. е. ящики-лопатки А. А.) на колесе разделены в два ряда, так что в одне с той, а в другие с другой стороны воду вливать надлежит; и, следовательно, естьли вода из жолоба С на ряд перья EF литься станет, то будет колесо на правую руку обращаться; и, напротив того, когда вода из жолоба D на ряд перья GH течет, тогда должно колесу вертеться на левую сторону.

На валу укреплена шестерня К, около которой цепь ходит и на обеих концах по бадье имеет.

Движение колеса управляет работник, который на верьху в будке сидит... Когда работник рычагом задвижку М поднимет, то проливается вода жолобом D на часть колеса GH, и его обращает на левую руку, что
дотоле продолжается, пока бадья из шахта выйдет. А после того кричит работник (опорожняющий бадью — первому работнику) управляющему на верьху машину, чтобы он жолоб М запер, а сам одерживает бадью железным крюком, захватив за кольцо цепное. Пока он из бадьи руду выкладывает, в ту пору в низу шахта находящиеся работники другою половиною цепи опущенную бадью нагружают, или прежде нагруженную прицепляют.

После того правящий машину работник поднимает рычагом Q задвижку N и выпускает воду жолобом С на часть колеса EF, от чево она на правую руку обращаться станет, и порожжая (т. е. порожняя) бадья к низу, а нагруженная к верьху пойдет; итак, переменяя движение колеса, можно одну бадью подымать, а другую опускать, и тем беспрерывно продолжать работу».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7