Страницы: 1 2 3 4 5

Техническая эстетика в системе эстетического знания

Понятие «техническая эстетика» стало употребляться в советской научной литературе на рубеже 50—60-x годов. Оно пришло к нам из Чехословакии, где его ввел видный художник и публицист П. Тучны, назвав технической эстетикой теорию художественного конструирования орудий труда и средств производства. Правда, сам Тучны трактовал техническую эстетику довольно узко, ограничивая ее вон рогами улучшения качества и внешнего вида ручных инструментов и органов управления станков и приборов на основе анализа производимых с ними операций, антропометрических, физиологических и психологических факторов труда. Тучны и другой чешский дизайнер, 3. Коварж, создали тогда множество рукояток, рычагов, кнопок, разработали новые формы молотков, пил, ножниц. Их эксперименты имели важное значение: они способствовали совершенствованию орудий труда, но в очень локальной области.

Когда статьи самого Тучны и публикации о чешских экспериментах стали печататься в советских журналах, термин «техническая эстетика» был расширен до общей теории промышленного искусства (в высших и средних учебных заведениях, готовящих художников для работы в сфере промышленности, до сих пор сохраняется название специальности — «промышленное искусство»).

В настоящее время термин «техническая эстетика» широко употребим в нашей стране. Есть Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (головной институт расположен в Москве, а его филиалы - в Баку, Вильнюсе, Ереване, Киеве, Ленинграде, Минске, Свердловске, Тбилиси, Хабаровске, Харькове). В Москве и Риге работают информационные Центры технической эстетики, целые которых является пропаганда достижений и требований технической эстетики на современном этапе. Выходит ежемесячный теоретический, научно-практический и методический журнал «Техническая эстетика» Государственного комитета по науке и технике, опубликовано более 40 выпусков «Трудов ВНИИТЭ» серии «Техническая эстетика», в которых рассматриваются прикладные и общеэстетические вопросы предметного художественного творчества.

За рубежом, в англоязычных странах, нет особого понятия «техническая эстетика», со проблемами занимается теория дизайна; в немецком языке под технической эстетикой подразумевают теорию индустриального формообразования; во французском языке одно время было употребимо понятие «индустриальная эстетика»; в Болгарии мы встречаемся с понятием «промышленная эстетика». Все они выступают, в общем, как синонимы, отражая развитие дизайна и его теории в разных странах.

Необходимость вычленения самостоятельной сферы технической эстетики была связана с расширением предмета эстетических исследований за рамки искусства, отражающего жизнь в художественных образах. Так, в нашей стране в первые послереволюционные годы, и позже, в начале 60-х годов, в эстетике стало обращаться особое внимание на реальное окружение, в котором живут люди, существует и функционирует искусство и от которого во многом зависит материальное и культурное развитие общества.

Мы говорим: предметное окружение формирует человека. Оно представляет собой воплощенные формы его человеческого, общественного бытия. Нередко это окружение становится препятствием для дальнейшего развития общества, что особенно заметно в периоды социальных и научно-технических революций. Тогда люди активно изменяют окружение, наполняют его новым социальным содержанием, совершенствуют, развивают бытовые, комфортные условия. Техническая эстетика призвана выявлять и объяснять основные закономерности развития предметной среды на стыке научно-технических инноваций и социальных, нравственных и эстетических изменений в обществе.

Предмет технической эстетики не может быть ограничен строго и локально. Она выступает то как вполне конкретная прикладная наука (и здесь она тесно связана с эргономикой, комплексно изучающей психологические аспекты деятельности людей в условиях современного производства), то как теория дизайна, вскрывая основные принципы проектирования и всесторонней оценки предметной среды с точки зрения ее функционального и эстетического единства, то как одно из направлений общеэстетических исследований.