Строительство каналов взрывами непрерывных россыпных зарядов

Первые эксперименты по строительству открытых каналов взрывами непрерывных зарядов были выполнены в районе Курской зональной опытно-мелиоративной станции (КЗОМС) ВНИИГиМ в 1949—1950 гг. Для закладки в грунт россыпного непрерывного заряда аммонита использовали реконструированный плуг ДК-2.

Основным рабочим органом машины являются нож и дренер. В торцовую часть дренера ввинчивается конусный уширитель, с помощью которого можно изменять диаметр прорезаемой скважины и величину заряда в ней, а следовательно, и размер поперечного сечения взрываемого канала. Весь зарядный механизм размещается на подвижной горизонтальной раме. При перемещении машины нож с зарядным устройством, установленный на определенную глубину, прорезает в грунте узкую щель, а дренер с конусным уширителем прорезает скважину круглого сечения. При движении машины по оси будущей выемки порошкообразный заряд взрывчатого вещества из неподвижного бункера поступает в подвижный, затем в скважину. Боевик вставляют в торцовую часть заряда и взрывают. Образованный канал не имеет перемычек, воронок и заколов по всему периметру и дну.

При заложении непрерывных россыпных горизонтальных зарядов на глубину 0,6 и 0,7 м тяговое усилие (максимальное) составляло 2500 кг, тяговая мощность 28,5—29 л. с. Тяговое сопротивление машины определяли пружинным динамометром Горячкина с пружиной, оттарированной на 5000 кг.

При полевых исследованиях было установлено следующее. Во-первых, при укладке россыпного заряда взрывчатых веществ в горизонтальную скважину на некоторой глубине от поверхности не может быть гарантирована непрерывность процесса зарядки из-за различных неожиданных препятствий (карстовые образования, валуны и т. д.). Во-вторых, из-за малой и неравномерной плотности заряжания горизонтальной скважины россыпным взрывчатым веществом (0,7—0,8 г/см3) после взрыва сечение канала получается неодинаковым.

На последующих этапах был предложен вариант укладки самоходными кротодренажными зарядными установками готовых взрывчатых веществ, запатронированных с постоянной плотностью (1,1— 1,2 г/см3) в полиэтиленовые длинные шланги высокого давления.

Производственно-экспериментальная проверка метода строительства открытых каналов взрывами непрерывных цилиндрических зарядов.

Лабораторными и полевыми экспериментальными исследованиями установлено, что метод строительства открытых каналов взрывами непрерывных цилиндрических зарядов по сравнению с обычными взрывами сосредоточенных и удлиненных вертикальных скважинных зарядов позволяет эффективнее использовать энергию взрыва.

Программа экспериментальной проверки механизированной закладки в горизонтальную скважину взрывчатых веществ с плотностью заряжания полиэтиленовых шлангов 1,1 —1,2 г/см3 и образования за один взрыв длинных каналов предусматривала также производственные исследования динамики фильтрационного потока в этих каналах в летний и зимний периоды.

Строительство каналов взрывами проводилось главным образом в суглинистых и торфянистых грунтах на производственных участках Управления по обезвреживанию сточных вод на земледельческих полях орошения (УОСВ-ЗПО), а также на пойме совхоза «Путь Ильича» (дер. Бяконтово Московской области).

Шланг, заряженный взрывчатыми веществами, укладывали в грунт кротодренажной машиной на базе трактора С-80. Рабочий орган машины — нож с усиленным лезвием и прикрепленным к нему на серьге дренером, который может быть заменен в зависимости от диаметра прорезаемой дрены.

Для укладки непрерывного горизонтального цилиндрического (шнурового) заряда инженер В. Г. Хазанов предложил использовать специальный дреноукладчик ДПБН-1,8 (рис. 30). Шнуровой заряд наматывается на подвесной барабан машины.

По мере движения трактора вперед одновременно шнуровой заряд укладывается в дрену (скважину) на расчетную глубину. В прорытую по оси трассы будущего канала неглубокую траншею тракторист устанавливает навесное оборудование так, чтобы нож с дренером и прикрепленным к нему запатронированным шлангом совпадал с осью канала. Расчетная глубина установки дренера с заряженным шлангом и глубина укладки заряда в процессе движения трактора регулируются гидросистемой навесного оборудования машины.

При первых опытных работах по укладке заряда взрывчатых веществ  в грунт шланг в месте присоединения к дренеру часто разрывался.

В результате больших растягивающих усилий при протаскивании в скважину заряженного шланга весом до 500—800 кг серьга, соединяющая шланг с дренером, срезала полиэтиленовую оболочку, оставляя незаряженным участок трассы, что осложняло работу и способствовало образованию перемычек.

После нескольких экспериментов был сконструирован надежный замок для закрепления полиэтиленового заряженного шланга с дренером, два варианта которых были изготовлены на Подольском РМЗ, а затем испытаны при строительстве оросительных и осушительных каналов в деревне Бяконтово.

Свободный конец полиэтиленового шланга высокого давления обжимается обоймой, тогда как в прежней конструкции он перегибался при соединении с серьгой.

Шланг, в который запрессовывается порошкообразное взрывчатое вещество, должен обладать высокими прочностными и эластичными свойствами. Допустимое тангенциальное напряжение шланга 100 кгс/см2.